Демешова Лидия

Ночные ведьмы

  65-летию Победы

   

Демешова Лидия

 

   Штурман 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, гвардии лейтенант. До войны закончила саратовский аэроклуб.
В Красной Армии с 1942 года. Освоила специальность штурмана. В действующей армии с весны  1944 года. Участвовала в битве за освобождении Крыма и Белоруссии, наносила бомбовые удары по военным объектам врага в Восточной Пруссии и Германии.

 

 

 

"Мы просто сражались за Родину" (Чечнева "Ласточки над фронтом")

 

Апрель 1944 года. Пересыпь

 

На смену погибшим приходили другие, в полк прибывали летчи­цы из ГВФ и из полков, действовавших на других фронтах. В нача­ле апреля в полк приехала Лида Демешова. В Энгельсе Лида зани­малась в штурманской группе и была распределена в полк на бом­бардировщики Су-2, но затем переведена в звено резерва для пол­ка У-2. Полк майора Расковой продолжал готовиться к отправке на фронт. Стали поступать новые самолеты Пе-2. В небе Саратова уже вели бои девушки истребительного полка. Лида рассказала летчицам об одном воздушном бое, когда их подруга летчица-ис­требитель Валерия Хомякова, ведя ночное патрулирование, сбила над городом фашистский бомбардировщик "Юнкерс-88", пытав­шийся бомбить мост через Волгу. Немецкий бомбардировщик упал южнее железнодорожного моста и взорвался на собственных бом­бах. 06 этом успехе Валерии девушки знали из газет, но подроб­ный рассказ Лиды еще раз наполнил их сердца гордостью за по­другу по летной школе.

Раскова одной из первых стала летать на Пе-2, рассказывала Лида, однажды при заходе на посадку на ее самолете не вышло од­но шасси. Создал ось критическое положение. Сажать на одно шасси такой тяжелый самолет - дело не простое. Раскова посадила. Но не всегда было так успешно. Во время тренировочного полета в зо­ну полк Расковой потерял одну машину - сгорел самолет, на кото­ром радисткой была сестра адъютанта эскадрильи 46-го гвардей­ского авиаполка Мэри Жуковицкой – Ида. Девушки слушали Лиду, и в памяти вплывали воспоминания о летной школе и подругах, сра­жающихся теперь где-то далеко на других фронтах.

Первое время Лида не могла нормально питаться в столовой. Хотелось все, что давали, отвезти домой, где голодали. Перед при­бытием в полк ей удалось побывать в Саратове. Но, увидев это ее состояние, девчата заставляли ее есть, ведь чтобы летать, нужны силы. 9 апреля Лида сделала свой первый боевой вылет в полку. Летала она с Машей Смирновой и сама почувствовала, как бьют не­мецкие "эрликоны".

Погода ухудшилась, и Смирнова приказала ей отдыхать, но Ли­да не пошла в общежитие, а осталась на аэродроме. В эту ночь она последний раз увиделась с Женей Рудневой.

 

   Весна 1944 года. Пересыпь

 

Весной сорок четвертого года наш полк находился на крымской земле. Началась операция по очищению Крыма от врага. Мы принимали в ней самое активное участие.

Переняв опыт летчиков нашей 2-й гвардейской Сталинградской дивизии, экипажи стали брать увеличенную бомбовую нагрузку.

Ту ночь Лида Демешова запомнила на всю жизнь. Экипаж Серебряковой и Демешовой вылетел на задание — бомбить вражеский аэродром. Стояла кромешная тьма, такая, какая бывает лишь в южные ночи.

Недолгий полет по маршруту — и вот впереди, в абсолютно черном небе, заметались яркие лучи прожекторов. Скорей бы цель! Штурман напряженно отсчитывает минуты полета. Наконец самолет вышел из зоны [142] обстрела. Тут же летчица и штурман заметили вражеский самолет, который заходил на посадку.

Серебрякова подстроилась к нему в хвост: пусть фашисты думают, что это свой! Фашистский летчик приземлился, а Демешова в это время сбросила на аэродром бомбы. В следующее же мгновение гитлеровцы начали бешеный обстрел. Отважный экипаж прорвался сквозь огненный шквал. А когда девушки вернулись на свой аэродром, в их самолете насчитали почти тридцать пробоин...

Этот полет припомнила Лидия Константиновна, когда несколько лет назад поехала с дочерью на отдых в Крым. Многое связывает нас с этой героической землей, обагренной кровью ее бесстрашных защитников. 1150 боевых вылетов совершил наш полк в боях за Севастополь. Наше гвардейское знамя украсил боевой орден

 

1944год. Белоруссия

 

Война продолжалась. Чем больше приближались наши войска к вражеской территории, тем яростнее, упорнее огрызался враг.

В одном из полетов была ранена в левую руку Лида Демешева. Рана не угрожала ее жизни, быстро зажила, но боль в руке не проходила.

— Пилотировать самолет вам пока что не придется, — категорически объявил врач.

Это было большое горе для Лиды. Еще за несколько лет до войны, начав работать конструктором на заводе в Саратове, Лида стала учиться в аэроклубе. Вскоре в заводской газете появилась ее заметка, озаглавленная «Буду пилотом».

«Как-то в декабре прошлого года, — писала Демешева, — на комсомольское собрание пришел инструктор аэроклуба. Он рассказал комсомольцам о растущей советской авиации, о необходимости овладевать летными специальностями. С этого дня у меня появилось стремление сделаться пилотом. Я поступила учиться в аэроклуб и успешно освоила весь курс.

С мая начались практические учения. Несколько полетов совершила под руководством инструктора. А теперь самостоятельно управляю самолетом.

Окончив занятия в аэроклубе, я получу звание пилота. Меня это очень радует. Мы, молодежь, должны готовить смелых, мужественных летчиков, которые сумели бы в любую минуту дать решительный отпор агрессору, если он сунет свое свиное рыло в наш советский огород!..»

Когда грянула война, Демешева пошла добровольцем в армию. Учеба в аэроклубе пригодилась ей: она участвовала в боях как летчик отдельной эскадрильи связи при крупном механизированном соединении. Но ей хотелось попасть в ряды знаменитого женского авиационного полка, стать бомбардировщиком.

Летом 1944 года она была принята в этот полк.

А спустя несколько дней после прибытия Лиды в полк в одном из первых полетов рана вывела ее из строя. Но она не пала духом, быстро освоила специальность штурмана и вскоре опять стала летать уже как  штурман. Хотя раненая рука Демешево

й болела, действовала плохо, она, скрывая это даже от подруг, сражалась до конца войны.( Магид) 

 

 Лето 1944 года. Белоруссия

 

Перелеты с площадки на площадку днем были не менее опасны, чем полеты на цель в ночное время. Окруженные группировки вели огонь по низколетящим самолетам из автоматов и пулеметов, ис­требители противника проводили свободный поиск и нападали на беззащитные У-2 в самые неожиданные моменты. Один из самоле­тов полка перелетал на новую площадку. Летели вдоль дороги, иду­щей к Минску. Огромные лесные массивы простирались на многие десятки километров вокруг. Подлетев к переправе через реку Бе­резина летчицы увидели большое скопление наших машин.

-Как думаешь, Лида, успели наши части обеспечения подвезти бомбы для ночной работы? - спросила Клава Серебрякова своего штурмана Лиду Демешову.

      -Дороги забиты наступающими войсками, но думаю, наши при­едут вовремя, - ответила штурман.

      -Боеприпасы действительно подвезли вовремя, а вот самолет Серебряковой ...

Истребитель противника неожиданно появился из-за леса.

Он шел на малой высоте, и наш самолет не успел ничего пред­принять, чтобы спастись. А что можно было сделать в этой обста­новке? Высота сто метров, день, видимость отличная, и все как на ладошке. "Фоккер" открыл огонь из пушек. Лида почувствовала, как обожгло руку. Силуэт фашистского летчика в кабине был хорошо виден в лучах заходящего солнца.

-Клава, я ранена! - сообщила Лида.

Летчица быстро посадила самолет прямо у дороги.

-Как только остановимся, быстро вылезай и беги к лесу, - прика­зала Клава, когда самолет коснулся колесами земли. Едва они добежали до леса, как фашист  снова вынырнул из-за леса. К несчастью, рядом летел самолет из "братского" Бочаров­ского полка. Немец сбил "братишек".  Расстрелянной в упор само­лет сгорел у них на глазах вместе с экипажем.

По счастливой случайности, по дороге в тот момент проезжа­ли на машине адъютант и шофер командира их дивизии полков­ника Покаевого. Девушки осмотрели самолет вместе с ними и пришли к выводу, что взлететь на нем не удастся из-за большого количества повреждений. Летчица отдала своему штурману весь запас индивидуальных  пакетов и приказала ехать. в медсанбат и доложить в полк о случившемся, а сама осталась у искалеченно­го самолета.       

Дороги были забиты, но когда водители видели, что везут ране­ную летчицу, все останавливались  и уступали дорогу их машине. Боевыми такие вылеты не засчитывались. В летных книжках Лиды и Клавы появились  короткие записи:" перелет на другой аэродром ".

Частые перебазирования не позволяли благоустраивать быт. Крышей служили плоскости самолетов, под ними спали и отдыха­ли, спасаясь от дождя. В этот период самолеты полка часто ис­пользовались для разведки и наведения наземных войск для унич­тожения окруженных групп немцев в лесах под Минском.

 

  14 января 1945года.Восточная Пруссия

 

Наше Верховное командование, честно выполняя свои обяза­тельства перед союзниками по антифашистской коалиции, решило начать наступление от Балтики до Карпат не 20-го, как планирова­лось, а 12 января 1945 года.

Новое время начала наступления было определено Ставкой: для 2-го и 1-го Белорусских фронтов - утро 14 января, для 1-го Украин­ского - на два дня раньше, 12 января. Соответствующие указания получили командующие воздушными армиями.

46-й гвардейский Таманский женский авиаполк, как и в 1942 го­ду, оказался на самом острие главного удара, только теперь этот удар по последним оборонительным рубежам немцев в восточной Пруссии наносила наша армия.

Оборона немцев включала в себя три полосы глубокоэшелонирован­ной системы укреплений, Млавский и Алленштейнский укрепрайоны, а также старинные крепости Млава, Модлин, Мариенбург, Эльбинг и То­рунь. С такой мощной обороной наши войска встретились впервые.

Погода не благоприятствовала нашему наступлению, густым ту­маном заволокло все вокруг, начался снегопад, и наши войска ли­шились возможности использовать авиацию, но, несмотря на это, наступление началось в строго назначенное время.

Густой туман мешали артиллеристам. Пехота атаковала, под­держанная только танками.

По планам нашего военного руководства, войска должны были не только прорвать линию обороны противника вдоль реки Нарев, но, наступая, не дать немцам возможности организованно отойти и занять оборонительные рубежи на реке Висле.

Ночные бомбардировщики женского авиаполка получили задачу бомбить скопления войск противника на дорогах, по которым нача­лось отступление немцев. В ночь на 15 января, несмотря на плохую погоду, экипажи работали по "максимуму", остальная авиация фронта вынуждена была бездействовать.

Только со второй половины 16 января погода позволила поднять в воздух другие самолеты 4-й воздушной армии.

В ночь самолеты полка вновь вылетели на задание. Целью было скопление войск противника в районе городка Плоньск. Еще на подлете  к цели Клава Серебрякова и Лида Демешова увидели, как цепко схватили прожектора маленький самолет. Летчица маневра­ми пыталась вырваться из светящихся лап, но ей это не удавалось, зенитки все точнее брали прицел.

     -Лида, надо помочь нашим, будем бомбить прожектора! - ско­мандовала летчица.

     Штурман сбросила бомбы на прожекторные установки немцев, но две уцелевшие продолжали вести пойманный самолет.

-Лида, дай по ним из пулемета! - попросила Клава, разворачивая самолет, чтобы штурману удобней было стрелять, она хорошо по­нимала, что раненая рука Лиды почти бездействовала.

     Длинная очередь ШКАСа заставила погаснуть остальные про­жектора.

     Сев на свой аэродром, девушки пошли с докладом на КП.

-Товарищ командир, при выполнении задания наш самолет по­пал в прожектора и был обстрелян зенитной артиллерией против­ника. Сразу выйти из зоны обстрела не удалось. Один из экипажей, видя наше критическое положение, нарушив, наверное, свое по­летное задание, отбомбился по прожекторным установкам. Выру­чили нас подружки! - докладывали Катя Рябова и Дина Никулина.

-Это был наш экипаж! - доложила Лида Демешова.

Забыв про устав и дисциплину, девушки бросились друг другу в объятия.

   
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz