Ильина Юлия

Ночные ведьмы

  65-летию Победы

   

Ильина Юлия

 

Техник по спецоборудованию 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта.
В Красной Армии с января 1942 года. Освоила специальность электрика В действующей армии с мая 1942 года.Участвовала в битве за Кавказ, освобождении Кубани, Крыма и Белоруссии, Польши .Обслужила более 10 тысяч вылетов. За безупречную работу наградили орденом Красной Звезды.

 

  12 августа 1943 года. Пересыпь. Полеты на Новороссийск

Вспоминает Ольга Голубева о своих первых боевых полетах:

...подошла Алцыбеева и доложила, что машина лететь  не может, в ней только серьезных пробоин восемнадцать.

— Полетите на запасном? — спросила командир.

Да.

Сил хватило, чтобы четко повернуться и сделать пару шагов. А потом... Хоть упади вот прямо здесь на землю, прижмись к ней покрепче и — никуда. Спать, спать, спать! У меня было такое состояние, что казалось, я не смогу больше сделать ни шагу, не то чтобы подняться в самолет. Колени дрожали от напряжения. И в эту минуту мне вспомнился отец и его рассказ о том, как они, партизаны, шли с вилами и топорами на колчаковцев в гражданскую и в бою добывали себе винтовки. С трудом я отодрала ногу от земли, сделала шаг, другой, еще... Тут я, наверное, пошатнулась, и меня поддержала чья-то рука.

— Притомилась? — Это Юлька Ильина, механик по электрооборудованию.

— Споткнулась. — Голос мой нарочито бодрый, фальшивый, вроде бы все нипочем.

И Юлька это понимает.

— Переходи опять в электрики.

Я даже не поняла, откуда вдруг взялись силы. Мое «Вот еще» прозвучало небрежно.

— Возьми, — подала мне Юля увесистый осколок, извлеченный из спинки моего кресла. — Талисманом будет.

Вырулив запасную машину, мы поднимаемся в небо. На этот раз мы стороной обходим высоты и опорные пункты. Там небо усеяно нитями разноцветных огненных бус — по десятку светящихся точек в каждой. Это — трассирующие снаряды малокалиберных зениток. Слева включается прожектор и мечется по небу, разыскивая вас. «Вот она какая, ночная воздушная война», — проносится в голове, а в желудке почему-то похолодело, и мелко-мелко задрожали колени...."

Этих ангелов возмездия немцы называли "Ночными ведьмами"

 

Орловчанка Ю.И. Олейник рассказывает о службе в полку ночных бомбардировщиков

 

На американской открытке легкий бомбардировщик По-2 выглядит совсем игрушкой. Трудно поверить в то, что он и сегодня летает, правда, в экскурсионных целях. Сотрудники музея летательных аппаратов из города Сиэтла собирали этот бомбардировщик из обломков, но по традиции музея "самолеты должны летать", и наш По-2 не исключение - действующий экспонат. На оборотной стороне открытки надпись по-английски: "Русский ПО-2. Эта модель пилотировалась знаменитыми "ночными ведьмами" в ходе Второй мировой войны".
Открытку с фотографией По-2 орловчанка Юлия Ивановна Олейник (,бывший механик по электрооборудованию авиационной эскадрильи женского полка ночных бомбардировщиков, привезла три года назад из Москвы, где американцами был организован прием в честь легендарных "ночных ведьм". Американцы записали на видео буквально все, что могли рассказать участницы войны. И объясняли женщинам: их истории уникальны, потому что ни до них, ни после них женщины не участвовали в боевых действиях столь успешно.
Из женского полка по всему бывшему СССР осталось лишь около семидесяти человек. На ежегодную встречу в Москве с разных концов страны собирается все меньше ветеранов - Юлия Ивановна была самой младшей среди однополчанок, а ей сегодня более 80.
Рассказывать о себе она не любит. Поэтому из задуманного в начале интервью получилось скорее несколько коротких историй из той далекой войны. Историй, в которых тесно сплетены обыденность и подвиг, дружба и ненависть, любовь и смерть.
Как известно, всего было три авиационных полка, в которых летали женщины: истребительный, тяжелых бомбардировщиков и легких бомбардировщиков. Два первых полка были смешанными, и только тот, в котором воевала Юлия Ивановна, - исключительно женским. Летчики и штурманы, командиры и комиссары, прибористы и электрики, техники и вооруженцы, писари и штабные работники - все это были женщины. И вся, даже самая тяжелая, работа делалась женскими руками.

- Юлия Ивановна, как вы попали в знаменитый полк?
- Где-то в октябре 1941 года я узнала, что Марина Раскова, Герой Советского Союза, по поручению партии и правительства организует авиационную часть. Она ее формирует в Москве и эшелоном перебазирует в Энгельс, где находится авиационная школа пилотов. Я в то время училась в Саратовском электромеханическом техникуме, а в свободное от учебы время работала электромехаником на обувной фабрике.
И вот однажды в январе 1942 года прихожу на занятия и не вижу двух своих подруг. Мне говорят: они ждали тебя, ждали да ушли в райком комсомола, там Раскова набирает девушек.
Пока шла до райкома, обморозила лицо. Когда попала на прием к Расковой, Марина Михайловна после беседы со мною сказала: "Электриком-то мы вас возьмем, да, я вижу, вы мороза боитесь. У меня, кто уши отморозит, -10 суток ареста, а вы лицо отморозили...". Сама Марина Михайловна была геройской женщиной. Стройная, красивая. Косы тяжелые уложены венком. В 1938 году, когда ей было 26 лет, она участвовала в беспосадочном перелете Москва - Владивосток с Гризодубовой и Осипенко. Была штурманом и выжила чудом после неудачной посадки. А когда началась война, она, помимо того что готовила всех наших штурманов-женщин, сама обучилась на летчика.
В Энгельсской школе пилотов, где мы проходили обучение, Марина Михайловна была всегда рядом с нами. Строем водила нас в столовую, где мы, голодные, набрасывались на все, что было на столах. Поначалу выглядели мы, конечно, страшно - всех подстригли, форму выдали не по размеру, потому что такого количества женщин в армии никогда не служило. Все же постепенно привели себя в божеский вид, форму подшили. Правда, с сапогами ничего нельзя было поделать - на пять-шесть размеров больше.
Обучение шло очень напряженно. Несмотря на то, что наш летный состав был опытный, весь из гражданской авиации, их обучали летать ночью. На фронт должны были отправиться в марте, но случилось несчастье: во время тренировочного ночного полета в воздухе столкнулось несколько экипажей. Самолеты разбились, и девушки погибли. По приказу Сталина вылет был отложен.
А уже 27 мая Марина Михайловна Раскова провожала нас на фронт. И мы давали клятву, что будем добиваться высоких результатов, бороться за звание Гвардейского полка, не посрамим честь женщины. Было нас всего две эскадрильи, в каждой по 10 самолетов. Мы отправились на Южный фронт, а Марина Раскова возвратилась в Энгельс, где формировались два смешанных полка - истребителей и тяжелых бомбардировщиков. Она стала командиром полка тяжелых бомбардировщиков, с которым и вылетела на фронт.
Когда командующий Южным фронтом узнал, что наш полк женский, он был категорически против нас. Если бы не приказ Сталина, нас просто отказались бы принять.
Уже из первого боевого вылета не вернулся один из трех экипажей - самолет командира нашей эскадрильи Любови Ольховской. Очень долго мы не знали, где и как был сбит самолет. И только после войны комиссар полка Евдокия Рачкевич нашла место его гибели в местечке Труд Горняка Ворошиловградской области.
Это была наша первая боевая потеря. Долго не могли опомниться, но девушки не раскисали, продолжали летать и выполнять боевые задания: южнее Сталинграда, затем Ворошиловградская область, Сальские донские степи, Северный Кавказ... Отступали, потом по этим же местам наступали: Крым, перелет в Белоруссию, Польша. Закончили войну под Нойбранденбургом.
К сожалению, Марина Раскова не могла разделить с нами радость Победы. В январе 1943 года в условиях плохой видимости ее самолет врезался в гору где-то под Саратовом. Весь экипаж погиб. Мы все понесли тяжелую утрату: она не только организовала наш полк, она нас всех воспитала. И воспитала правильно.
- Как вообще удавалось летать на таких, простите, "этажерках", как По-2?! Двигались они со скоростью автомобиля - 100 - 120 километров в час. Фанерный самолет, обтянутый перкалью, можно было сбить с одного оружейного патрона и поджечь с одной спички.
- Наши самолеты подлетали к цели практически бесшумно - на большой высоте, затем снижались над целью, сбрасывали бомбы, набирали высоту и так же бесшумно исчезали. Немцы ведь долго изучали, как работают наши По-2. Убедившись в том, что поймать наш бомбардировщик в прожектор очень сложно, изменили тактику - обстреливали с истребителей в воздухе. Потери у нас были, конечно, большие. Бывали ночи, когда погибало четыре экипажа - восемь человек. Но девушки не теряли самообладания, продолжали летать. На бортах своих самолетов стали писать имена погибших подруг, за которых мстили врагу. Полку за выполнение боевых заданий присвоили звание Таманского. Добавили еще одну эскадрилью - стало 30 самолетов. Затем присвоили звание Гвардейского, стало четыре эскадрильи.
Поначалу потери были велики еще и из-за того, что летали без парашютов. Парашюты потери уменьшили, хотя на войне, как нигде, многое зависит от случая.
Уже во время наступления, над территорией Польши, был обстрелян над целью бомбардировщик нашей эскадрильи с Ольгой Санфировой и Руфиной Гашевой. Ольга, командир экипажа, когда обнаружила пламя под крылом самолета, говорит Руфине: "Готовь парашют, выпрыгивай!" - "А ты?" - "Я тоже". И они на горящем самолете стали тянуть к своим. Ведь для наших девушек самым страшным было упасть на территории врага и попасть в плен. Попали на нейтральную полосу, и их так ветром разнесло, что Руфина попала на ту часть полосы, где были противотанковые мины. Она осталась жива. А Ольгу Санфирову отнесло на противопехотные мины.
Те бойцы, что с нашей стороны охраняли эту полосу, видели все: и как самолет летел, как горел, как летчики прыгали с парашютами... Но они не знали, что летчики - девушки. Стали искать. И только когда подошли к воронке, в которую упала Руфина, увидели слетевший с ее ноги маленький унт. Поняли: женщина.
Руфину подобрали. "Где же командир, где же Оля?" Ей сказали: "Ты, видно, в сорочке родилась, а вот подруге твоей не повезло". В то, что Ольга погибла, Руфина не могла поверить даже после того, как ей показали останки командира.
Руфина думала, что летать больше не сможет. Ее отправили отдыхать в санаторий. Через десять дней она вернулась в полк. И летала до конца войны. Им обеим присвоили звание Героя Советского Союза, Ольге - посмертно.
- После войны одна из летчиц, Герой Советского Союза Евгения Жигуленко стала режиссером и сняла о своих однополчанках документальный фильм "В небе "ночные ведьмы". А в 70-е о женском авиационном полке широкий зритель узнал из популярного художественного фильма "В бой идут одни "старики". Там была потрясающая любовная история. Было ли такое в жизни?
- Не знаю, насколько в этом фильме использовалась история нашего полка. То, что происходило на наших глазах, было не как в кино, а как в жизни. Вот один такой случай.
Когда началась война, Дуся Носаль была уже замужем, ждала ребенка, лежала в роддоме. И она была летчицей, и ее муж Грицко был летчиком. Мужа сразу забрали на фронт, а роддом в первые дни войны эвакуировали. В пути эшелон бомбили, и ребенка спасти не удалось. А Дуся Носаль осталась жива и попала в наш полк. Очень хорошая летчица, волевая.
На приборной доске в самолете Дуся вмонтировала фотографию мужа, чтобы он с ней в полете будто рядом был. И вот во время выполнения одного из боевых заданий самолет над целью был обстрелян. А штурманом у Дуси была Ирина Каширина. В штурманы она переучилась из техников и была из тех любознательных людей, что не упускают случая чему-нибудь научиться. И хотя в обязанности штурмана не входит умение управлять самолетом, Ирина изучила ручное управление. Когда она почувствовала, что самолет теряет скорость и высоту, стала звать: "Дуся! Дуся!", но командир не отвечала. Кашириной с большим трудом удалось выправить самолет и привести на свой аэродром.
Самолет сделал два круга над аэродромом, и, когда мы увидели, что он не может совершить посадку, с площадки убрали все - и машину с бомбами, и "скорую помощь", и бензозаправку. Самолет приземлился в стороне от аэродрома. Подбежав, мы увидели едва живую от усталости Ирину и Дусю Носаль, смертельно раненную в висок.
Ирина Каширина не только спасла свою жизнь и сохранила самолет. Благодаря ей мы смогли достойно, с воинскими почестями похоронить Дусю. Самым трудным для нас оставался вопрос: как сообщить мужу о смерти Дуси? Но не успели мы принять какое-либо решение, как в полк пришло известие: самолет Грицко сбит, и он сам погиб.
В заключение все же спрашиваю: "Юлия Ивановна, а вы? Были ли у вас какие-то памятные случаи?".
"Я не такой уж большой человек, наземный, - словно оправдывается Юлия Ивановна. - Главными фигурами у нас был летный состав. Только в нашем полку - 23 Героя Советского Союза. Все технические работники стремились переучиться на летчиков или штурманов. А я единственная, быть может, из электриков, которая всю войну электриком и прошла, обслужила более 10 тысяч вылетов. За безупречную работу наградили орденом Красной Звезды...".
Все дальше те времена, и все меньше остается свидетелей страшной войны.
Светлана МАТВЕЕВА.
Фото из личного
архива Ю. И. Олейник.

 

 

"

 

   
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz