Носаль Дуся

 

 

Носаль Евдокия Ивановна родилась в селе Бурчавук Михайловского района Запорожской области в 1918 году. Гвардии младший лейтенант. В авиации с 1940 года. Работала инструктором в Николаевском аэроклубе. Участница Великой Отечественной войны с мая 1942 года. Была заместителем командира эскадрильи 46-го Гвардейского Таманского НБАП. Совершила 354 боевых вылета. 23 апреля 1943 года погибла при выполнении боевого задания юго - западнее Новороссийска.

После первой награды она совершила ещё 120 боевых вылетов. И снова 14 пожаров и 16 взрывов на территории, окупированной противником. Взлетели на воздух две переправы через реку Терек, а на станции Ардон - железнодорожный эшелон с живой силой и техникой врага. За мужество и отвагу Дусю наградили вторым орденом - Красного Знамени. А потом новые и новые вылеты...

В ночь на 23 апреля 1943 года Дуся Носаль в 354-й раз за время войны поднялась в небо. Она бомбила противника юго - западнее Новороссийска. На обратном пути её атаковал вражеский ночной истребитель. Осколком снаряда, разорвавшегося прямо в кабине, Дуся была убита. До аэродрома самолёт довела штурман Гвардии старшина Каширина.

Евдокия Ивановна Носаль первой в 46-м Гвардейском Таманском полку была удостоена звания Героя Советского Союза, посмертно.

 

 

 

"Убита над целью"(из книги "От заката до рассвета" Н. Кравцовой)

 Аронова Р. "Ночные ведьмы"

Ульяненко Нина "Первая героиня"

 

 

Штурман Хиваз Доспанова и летчица Дуся Носаль.Зима 1942 года. Ассиновская.

Осень 1942 года. Ассиновская

 

Рассказывает Герой Советского Союза

 Нина Ульяненко:

«Осенью 1942 года меня зачислили штурманом в экипаж к Дусе Носаль. Летать с ней было удовольствием. Многому можно было научиться у нее. Обычно до цели Дуся сама пилотировала самолет, а после бомбометания передавала управление мне. Так мы меньше уставали, а я приобретала опыт вождения. Моей мечтой было стать летчиком. Дуся знала об этом и всячески помогала мне.

Запомнился полет на разведку погоды. Мы бомбили тогда немцев в районе Краснодара. За несколько минут до цели попали в сплошной снегопад. Дуся ведет самолет по приборам. По времени мы уже над целью, но ничего не видно — куда бросать бомбы? Решили возвращаться домой с бомбами. Помогаю летчику в слепом полете. Зорко смотрю, не появится ли где огонек или звездочка. Слежу за приборами. Внезапно стрелка прибора скорости начинает показывать: девяносто, семьдесят, шестьдесят километров в час... [214]

— Дуся, скорость падает!

Высовываю руку за борт и чувству — тонкий, едва заметный след льда покрывает фюзеляж, плоскости. Вот почему такая малая скорость на приборе — он отказал. Теперь Дуся ведет машину только по компасу и указателю разворотов. Вести самолет в облаках, не зная его скорости, — искусство высшего класса.

Самолет отяжелел от намерзшего льда, плохо слушался рулей управления. Высота быстро уменьшалась... Сбросить бомбы, облегчить самолет? Но мы уже над своей территорией. А слой изморози все толще. Опасность грохнуться на землю велика. Пятнадцать минут показались нам вечностью. Только умение и мастерство Дуси помогли нам выбраться из этого почти безвыходного положения.

Доложив метеообстановку, идем ужинать. И только тут замечаем, что зуб на зуб не попадает от нервного напряжения...»

Спустя месяц Дуся Носаль была убита над целью в районе Новороссийска. А Нина Ульяненко стала летчиком.

Р.Аронова:

 

" Она была одной из лучших летчиц полка, заместителем командира эскадрильи. И моей самой близкой подругой...

Как все произошло тогда? Мне не нужно напрягать память, я знаю по рассказам подруг, как это случилось.

...Ночной старт. Дуся, в ожидании, когда на ее самолет подвесят бомбы, подошла к первому фонарю и читает только что полученное от меня письмо из госпиталя.

— Райка с врачами воюет, рвется в полк, а ее не отпускают, рана еще не затянулась, — сообщает она собравшимся около нее нескольким девушкам. — Боится, наверное, как бы не опоздать переучиться на летчика, — смеется она. — Вон Жигули, Ульяненко и Наталка Меклин уже переучиваются.

— Дуся! — зовет ее от самолета штурман Ира Каширина. — Иди, выруливай, нам подвесили бомбы.

— Бегу! — весело отзывается та.

Они летят на Новороссийск. Чтобы подойти к городу, нужно перевалить через горы. Над горами сильные нисходящие потоки воздуха, самолет неумолимо «подсасывает» к земле. Однако опытная рука летчицы уверенно борется с коварной стихией и точно выводит самолет на вражеский объект. Бомбы ложатся в цель. Но едва летчица взяла обратный курс, как мимо них промчался немецкий самолет. Дуся понимает, что голубое пламя из патрубков выдает их, но нельзя убрать сейчас газ — самолет сыплется вниз, попал в нисходящий поток воздуха. И в этот момент по глазам резанула вспышка разрыва снаряда...

— Дуся, Дуся, держи самолет! — в тревоге говорит штурман Каширина, видя, что летчица подалась вперед и не работает управлением.

Дуся не отвечает. Предчувствуя недоброе, Ира Каширина сама берет управление — она знает, что нужно делать, перед войной училась в аэроклубе. Но ручка зажата, летчица навалилась на нее всем телом. Каширина привстает, левой рукой берет Дусю за плечо и подтягивает ее к себе. Другой рукой ведет самолет...

На старте сразу заметили, что с пришедшим самолетом что-то случилось. Он несколько раз заходил на посадку и никак не мог приземлиться в положенном месте. Наконец сел — коряво, с промазом. К нему сразу же подбежало несколько человек, в том числе командир полка Бершанская и полковой врач Жуковская. Ира Каширина, пошатываясь, подошла к Бершанской и тихо доложила:

— Товарищ командир, задание выполнено. Летчица ранена, самолет от цели привела я...

— Летчица не ранена, она убита, — медленно сходя с трапа, сказала врач".

* * *

 

 

Они вместе учились, вместе проходили практику на полигоне, вместе ходили на лекции и в кино. Вместе окончили Херсонскую авиационную школу пилотов, их вместе и одновременно направили на фронт.

...Дуся была старше своих подруг-летчиц: ее муж, тоже пилот, воевал на другом участке фронта, а первенец — сынишка погиб в первые же дни войны от бомбежки. У нее был свой счет к фашистам. Может и поэтому она была так упорна, если дело касалось боевых заданий: могла еще и еще раз подниматься в воздух для бомбометания. За три месяца на ее счету уже была сотня боевых вылетов. Бывали дни, когда она не один раз поднимала в воздух свой По-2.

Подруги старались следовать ее примеру. Это было хорошее соревнование.

В июле 1942 года младший лейтенант Евдокия Носаль получила задание бомбить железнодорожную станцию, на которой скопились войска противника. Вылетела ночью. Ведомый умелой рукой По-2 неуклонно шел к цели. К моменту подхода самолета ракеты высветили станцию, были ясно видны скопления составов, автомашин и войск.

Дуся направила свой самолет на ближайший железнодорожный состав. Оглушительный взрыв тряхнул самолет, пламя ослепило глаза. Когда она уже отошла от цели, взрывы все продолжались, пламя раскатывалось по земле. Мелькнула мысль: значит, попала в эшелон с боеприпасами. И не ошиблась. Как впоследствии было установлено, эшелон с боеприпасами сгорел...

За два месяца боев бомбы, сброшенные Евдокией Ивановной, вызвали десять сильных пожаров, восемнадцать больших взрывов, была уничтожена одна переправа. В сентябре 1942 года лейтенант Носаль получила первую правительственную награду — орден Красной Звезды.

...Шли фронтовые будни. Росло боевое мастерство, накапливался опыт Евдокии Носаль. В декабре 1942 года она стала уже командиром звена, а еще через четыре месяца — заместителем командира эскадрильи.

Боевые вылеты следовали один за другим, как правило ночью, в любых метеорологических условиях. Их результаты — пожары, взрывы, разрушенные переправы и железнодорожные станции, уничтоженная боевая техника и живая сила противника. В декабре 1942 года Евдокия Носаль за отличное выполнение заданий командования была награждена орденом Красного Знамени.

В 1943 году обстановка на фронте изменилась. Началось наступление наших войск. Авиация во взаимодействии с наземными войсками очищала от врага родную землю. В марте 1943 года Дуся Носаль отмечала своеобразный юбилей: на ее счету было уже триста боевых вылетов. В честь 25-летия Красной Армии Центральный Комитет ВЛКСМ наградил ее именными часами.

...В ночь на 23 апреля 1943 года Евдокия Носаль совершила свой 354-й боевой вылет. Наши войска с тяжелыми боями преодолевали разрекламированную фашистами «Голубую линию» — систему укреплений северо-западнее Новороссийска. Бомбардировщики получили приказ помочь наземным войскам: бомбить технику и живую силу врага.

Выполнив задание, Дуся со своим штурманом Ириной Кашириной возвращалась на аэродром. И вдруг на них бросился вражеский «мессершмитт». Осколки снарядов пробили обе кабины, самолет стал терять высоту. Каширина обомлела:

— Дуся, ты меня слышишь? Дуся...

Но Дуся молчала. Ирина взяла управление на себя. Ей было очень трудно, не было практики самостоятельных полетов. Но она все-таки долетела и благополучно приземлилась на аэродроме. Дуся сидела в кабине, склонившись на штурвал: осколок снаряда угодил ей в самое сердце.

До сих пор в станице Пашковской старожилы вспоминают бесстрашную женщину-пилота, которую хоронили с воинскими почестями ранней весной 1943 года. У ее памятника почти всегда много цветов.

 

 

Hosted by uCoz