Санфирова Ольга

 

Санфирова Ольга Александровна - командир эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, гвардии капитан.

Родилась 2 мая 1917 года в городе Куйбышеве (ныне - Самара) в семье рабочего. Татарка. Член ВКП(б) с 1942 года. Окончила 9 классов, аэроклуб в городе Коломне Московской области. Жила и работала в столице Узбекистана городе Ташкенте.

В Красной Армии с дек. 1941 года. Окончила Батайскую военную авиационную школу пилотов. В действующей армии с мая 1942 года.

Командир эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка (325-я ночная бомбардировочная авиадивизия, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) гвардии капитан Санфирова О.А. совершила 630 боевых ночных вылетов на уничтожение живой силы и укреплений противника.

Отважная лётчица погибла смертью храбрых 13 декабря 1944 года при возвращении с боевого задания. Похоронена в братской могиле в белорусском городе Гродно.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии капитану Санфировой Ольге Александровне посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Награждена орденом Ленина, орденами Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, медалями.

Её именем названа улица в городе Самара. Бюст Героини установлен в городе Коломна, а на здании аэроклуба - мемориальная доска.

 

 "Осторожно, тут мины"( Меклин Н. "От заката до рассвета")

 Кравцова Н. "На горящем самолете"

 "Ночные ангелы"

Гашева Р. "Леля"

 

И.Ракобольская:

 

"В Ольгинской вернулась в полк Ольга Санфирова. Долгая и тяжелая была история. В Энгельсе во время тренировочных полетов по маршруту зам. командира эскадрильи Санфирова «вывозила» летчика Зою Парфенову. В каком-то месте они пролетели под линией высоковольтных проводов, задели за них и разбили машину. Трибунал в Энгельсе признал виновной Ольгу, поскольку она отвечала за полет, и дал ей десять лет лишения свободы. Полк на фронт вылетел без нее. Командование полка написало начальнику ЭВАШП, просило помочь Санфировой вернуться в полк и в боях искупить свою вину.

И вот она прилетела в полк. Надо было дать ей штурмана, и мы решили перевести к ней Руфину Гашеву"

 

 

 

Профессию летчика Ольга выбрала еще до войны. Работала инструктором в 78-й учебной эскадрилье Западно-Сибирского управления гражданской авиации, базировавшейся в 1941 году в Татарске Новосибирской области. 24-летняя девушка обучала молодых парней летному искусству. К тому времени она налетала уже 1500 часов. На фронт ей помог попасть случай. Легендарная летчица Герой Советского Союза Марина Раскова начала формировать женские авиачасти. По мобилизации ЦК ВЛКСМ пять летчиц из 78-й учебной авиаэскадрильи были откомандированы в распоряжение майора Расковой.

Вначале Ольга Санфирова была зачислена командиром экипажа У-2, чуть позже — командиром звена, а затем командиром эскадрильи с присвоением воинского звания капитан. Она воевала на Северном Кавказе, в Крыму, в составе 2-го Белорусского фронта.

В декабре 1944 года после выполнения задания экипаж Санфировой внезапно обстреляли. Самолет загорелся. Но летчицам удалось спастись, выпрыгнув с парашютом. Казалось бы, страшное уже позади, но при переходе нейтральной полосы Ольга подорвалась на мине.

Звание Героя Советского Союза отважная летчица получила посмертно. В наградном листе, подписанном Константином Рокоссовским, говорилось: «Капитан Санфирова в боях за Родину произвела 630 вылетов с боевым налетом 875 часов. Экипаж летчицы сбросил на противника 77 тонн бомбового груза».

Награждена орденами Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени.

Родом Ольга Санфирова была из Куйбышева (Самары)

 

  Лето 1942 года. Ольгинская

"В Ольгинской вернулась в полк Ольга Санфирова. Долгая и тяжелая была история. В Энгельсе во время тренировочных полетов по маршруту зам. командира эскадрильи Санфирова «вывозила» летчика Зою Парфенову. В каком-то месте они пролетели под линией высоковольтных проводов, задели за них и разбили машину. Трибунал в Энгельсе признал виновной Ольгу, поскольку она отвечала за полет, и дал ей десять лет лишения свободы. Полк на фронт вылетел без нее. Командование полка написало начальнику ЭВАШП, просило помочь Санфировой вернуться в полк и в боях искупить свою вину.

И вот она прилетела в полк. Надо было дать ей штурмана, и мы решили перевести к ней Руфину Гашеву, а к Ире Себровой назначить другого штурмана. Захотела летать с Себровой Наташа Меклин. Себровой с Гашевой не везло: во время учебного бомбометания в Энгельсе они разбились в числе еще трех экипажей, но остались живы. Потом, уже на фронте, возвращаясь с задания, при посадке столкнулись с прожектором (зашли на посадку с противоположной стороны) — опять авария... [43]

В таких случаях у экипажа часто появляется чувство неуверенности в себе, и надо его разъединять.

Так Гашева начала летать с Санфировой, и их экипаж стал одним из лучших в полку. Постепенно их повышали в должностях, пока Ольга не стала командиром, а Руфа — штурманом эскадрильи. Не помню, когда сняли с Ольги судимость, была она неоднократно [44] награждена, и уже посмертно ей было присвоено звание Героя Советского Союза.

Была Ольга очень красива, со светлым живым лицом, ясными глазами, всегда с какой-то затаенной усмешкой губ.

Как-то на Кубани, вернувшись с задания, Леля докладывала мне о расположении немецких огневых точек вблизи цели. Их было очень много. Я удивилась: «Мне никто еще этого не говорил». Санфирову обидело мое недоверие, и она предложила мне слетать с ней на следующий полет. «Я Вам покажу все это наглядно». И я полетела с ней в качестве штурмана.

Действительно, зениток было много. Ольга не маскировалась, и они палили со всех сторон.

Потом я узнала, что она рассказывала своим: «Я показала начальнику штаба, как работают на позиции зенитки». И ее техник — Тоня Вахромеева — укоряла ее: «Ради чего ты так рисковала, вас свободно могли сбить...». Кажется, после этого случая я сомнения свои вслух уже не высказывала.

В ночь на 1 мая 1943 года на третьем боевом вылете их сбили в районе Крымской. Ольге удалось посадить машину, но на вражеской территории. Двое суток пробирались они через линию фронта. Спасло их то, что недалеко были плавни: болото и камыши, в них они прятались от немцев. Нашли они эти плавни по кваканью лягушек. В день рождения Санфировой — 2 мая Руфа подарила ей четыре семечка подсолнуха, которые завалялись в кармане...

Ночью шли, видели, как летают По-2, а днем наблюдали воздушные бои и радовались за наших летчиков. На рассвете 3 мая вышли на наши передовые артпозиции. Их тепло встретили, покормили и помогли добраться до полка... В ночь на 4-е они снова летали на задание...

Руфа пишет в литературном журнале 2-й эскадрильи: «Только и теперь я не могу равнодушно переносить кваканье лягушек. Невольно наворачиваются слезы умиления и благодарности. Кому как, конечно, а мне лягушачья песня дороже соловьиной трели...» [45]

Потом их машину подожгли уже при полетах в Польше, в районе Населска. Они выпрыгнули с парашютом (с 44-го года полк летал уже с парашютами), попали на нейтральную полосу. Ольга Санфирова подорвалась на противопехотной мине, а Руфу вынес на руках наш боец. Руфа потом стала летать с новым командиром эскадрильи — Надей Поповой".

 Ракобольская И.В.

 

 

 

Hosted by uCoz