Лошманова Лида

 

Вооруженец, затем штурман  46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, гвардии лейтенант.
В Красной Армии с 1942 года. Освоила специальность штурмана. В действующей армии с декабря  1942 года.

Штурман  46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка (325-я ночная бомбардировочная авиадивизия, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) гвардии лейтенант . Участвовала в битве за Кавказ, освобождении Кубани, Крыма и Белоруссии, наносила бомбовые удары по военным объектам врага в Восточной Пруссии.

 

  Декабрь 1942 года. Ассиновская

 

В полк Лида Лошманова вместе с Галей Беспаловой, Женей Сухоруковой, Леной Саликовой прибыла в декабре 1942 года. Переучилась из вооруженца на штурмана . Первые боевые вылеты стала совершать весной 1943 года.

Мой самолет приближался к вражескому укрепленному району на «Голубой линии». Как ни старалась я подойти к цели неслышно, все равно нас поймали широкие цепкие лучи. И как раз в тот момент, когда Лида Лошманова, мой штурман, готовилась бомбить. В кабине стало светло, к самолету потянулись снизу оранжево-красные ленты: три крупнокалиберных пулемета швыряли вверх огненные шары. [242]

Двадцать секунд я должна была вести самолет по прямой, не сворачивая. Всего двадцать секунд. Пах-пах-пах! Щелкают оранжевые шарики, будто пляшут вокруг самолета, все теснее окружая его.

— Еще немножко... — говорит Лида.

Я послушно веду самолет. Мы с Лидой еще не привыкли друг к другу, присматриваемся. В полете она спокойна, говорит мало, только самое необходимое. Вообще она мне нравится. У нее продолговатое смуглое лицо и умные, немного грустные глаза.

Пах-пах-пах!.. Земля плывет под нами медленно, очень медленно.

— Готово, — говорит, наконец, Лида.

Бомбы сброшены. Стреляют кругом. Уклоняясь от трасс, я швыряю самолет то вправо, то влево, то вниз. Уже непонятно, где земля, а где небо. Вижу только блестящие зеркала прожекторов и огненные зайчики, весело бегущие к самолету. [243]

Но почему луна внизу? Ведь это луна! Я узнаю ее — немножко на ущербе... Она светила нам всю дорогу. А зеркала сейчас вверху... Значит, самолет в перевернутом положении! Я делаю невообразимый маневр, все становится на место: луна вверху, зеркала внизу.

Неожиданно рядом с зеркалами — несколько ярких вспышек. Взметнулись кверху снопы искр — и лучи погасли. Еще два взрыва. Это рвутся бомбы, сброшенные самолетом, который летел следом за нами. Кто-то из девушек выручает меня...( Меклин Н.)

 

Апрель 1943 года. Пашковская

 

Приближается время выруливать самолеты. Мы идем по ровным зеленым улицам станицы. Из-за деревьев выглядывают белые домики. В садах, где стоят наши «ПО-2», уже работают механики, расчехляют моторы, готовят самолеты к полетам. Тихо. В траве перекликаются кузнечики.

- Хорошо, а! - говорит Жека, и в ее глазах отра­жается закат. Она идет рядом со мной, размахивая тон­ким прутиком, сбивая на ходу травинки.

На землю уже ложится тень, и только верхушки де­ревьев еще золотятся, да рыжеватые Жекины волосы ярко пламенеют.

     - Жека! Жигули! Наша эскадрилья вылетает сегод­ня первой! - кричит издали Жекин штурман.

     - Ладно, еще рано! - отвечает она.

     В это время неподалеку слышится тарахтение мотора.

На повороте улицы появляются на мотоцикле ребята из соседнего полка. Останавливаются. Жека не может прой­ти мимо этой техники равнодушно. В глазах ее вспыхи­вает озорной огонек.

     - Можно прокатиться? А ну, покажите, как тут управлять.

Ребята охотно объясняют, где и как нажимать. - Давай? - предлагает она мне.

Мы пробуем по очереди. Сначала ездим на летном поле, где нет никаких препятствий. «Осваиваем» технику. Потом принимаем решение прокатиться вдоль улицы, по станице.

Жека садится за руль, я - сзади верхом. Шум, гро­хот - весело! Сначала все идет нормально. Но вот Жека разгоняет мотоцикл (надо же порисоваться перед ребя­тами!). Вдруг из-за угла машина! Жека решает развер­нуть мотоцикл влево, в переулок. А скорость не убрала. И мотоцикл с большим радиусом разворота скачет через канаву прямо на деревья.

Я успеваю закрыть глаза перед тем, что должно случиться, и чувствую сильный удар: переднее колесо застревает между стволами деревьев. Жека грохается вперед, зацепившись головой за дерево, а я делаю сальто в воздухе и шлепаюсь о землю спиной. Больно, даже ды­хание перехватило. Но мы знаем: на нас смотрят. И под­нимаемся, улыбаясь, как будто ничего не произошло, как будто именно это мы и собирались сделать.

Ребята бросаются... к мотоциклу. Нет, он цел. Хочется сесть и отдышаться. Но уже поздно, нужно идти к своим самолетам. Слышно, как тарахтят запущен­ные моторы. Кое-кто уже выруливает Сначала шагаем молча, переживаем случившееся. Жека трогает огромную шишку на лбу. Потом, посмотрев друг на друга, громко хохочем.

Через час мой самолет уже приближался к району, где сосредоточились части противника. Как ни старалась я подойти к цели неслышно, все равно нас поймали. Ши­рокие цепкие лучи. И как раз в тот момент, когда Лида Лошманова, мой штурман, готовилась бомбить. В кабине стало светло. К самолету потянулись снизу оранжево-­красные ленты. Три крупнокалиберных пулемета швыряли вверх огненные шары.

Двадцать секунд я должна была вести самолет по прямой, не сворачивая. Всего двадцать секунд... Пах­пах-пах! Пах... Щелкают оранжевые шарики. Их много. Они будто пляшут вокруг самолета, все теснее окружая его.

     - Еще немножко, -говорит Лида.

Я послушно веду самолет. Мы с Лидой еще не при­выкли друг к другу, присматриваемся. В полете она спокойна, говорит мало, только самое необходимое. Вооб­ще она мне нравится. У нее продолговатое смуглое лицо и умные, немного грустные глаза.

     Пах-пах-пах!.. Земля плывет под нами медленно.

            Очень медленно. Наконец Лида произносит:

     - Готово.                                                    .

     Бомбы сброшены. И мне странно, что среди этой пляс­ки шаров мы все еще летим... Стреляют кругом. Я швыряю самолет то вправо, то влево, то вниз. Я уже не понимаю, что я делаю, где земля, а где небо. Вижу только блестя­щие зеркала прожекторов и огненные зайчики, весело бегущие к самолету.

Но почему луна внизу? Ведь это луна! Я узнаю ее. Немножко на ущербе. Она светила нам всю дорогу... А зеркала в противоположной стороне. Сейчас они ввёр­ху. А луна внизу... Значит, самолет в перевернутом поло­жении! Я делаю невообразимый маневр. Сама не понимаю какой. Но все становится на место: луна вверху, зеркала внизу.

Неожиданно рядом с зеркалами несколько ярких вспышек. Взметнулись кверху снопы искр - и лучи по­гасли. Еще два взрыва. Грохот. Это рвутся бомбы, сбро­шенные самолетом, который летел следом за нами. Кто-то

из девушек выручает меня...                                         .

- Наташа, возьми курс пятнадцать градусов,­ напоминает Лида.

Да, да, конечно. Я беру курс домой, двигаю ручкой управления: вправо-влево, вперед-назад. Мотор работает, самолет летит. Но все еще не верится, что ничего не про­изошло.

На земле я выясняю, что это была Жека.

- Так я же знала, что это ты! - говорит она.- Я вы­летела почти сразу за тобой.

  Она, смеясь, обнимает меня.

       Разве же я дам тебя в обиду!

 (Кравцова Н. "От заката до рассвета")

 

Весна 1943 года. Кубань

 

 

Штурманом у Веры  Тихомироовой надолго стала Лида Лошманова — спокойная, выдержанная, знающая и умелая девушка. Экипаж работал слаженно. Каждую ночь вылетали на выполнение боевых заданий.

Вспоминается такой эпизод. Августовской ночью 1943 года мы вылетели бомбить фашистскую технику на Кубани. Сбросив бомбы в расположении войск противника, возвращались на аэродром. Вдруг Вера заметила, что одна бомба осталась в гнезде бомбодержателя — что-то случилось с замком. Возвращаться с таким грузом на аэродром обидно, а главное — опасно. Тогда штурман, рискуя жизнью, осторожно вылезла на крыло, держась за борт кабины, попыталась сбить бомбу ногой. В эти напряженные мгновения Вера удерживала самолет в горизонтальном движении с выключенным двигателем. Рискованная попытка ни к чему не привела. Вконец измученная, Лида вернулась в кабину.

Придется производить посадку с бомбой. А она может в любую минуту сорваться. Летчица осторожно, плавно, что называется, не дыша, повела машину на посадку. Но только По-2 коснулся посадочной полосы — бомба сорвалась. Вера резко дала газ. Самолет устремился вперед. Бомба, к счастью, не взорвалась.

А на посадку шли уже другие самолеты. Заподозрив неладное, заместитель командира полка Сима Амосова, руководившая полетами, запретила посадку другим машинам. Вооруженцы быстро разрядили бомбу и убрали ее с поля. А Вера была страшно расстроена: бомба при падении на землю повредила крыло, и в ту ночь экипаж уже не смог вылететь на задание.

 

Сентябрь  1943 года. Голубая линия

  

В одну из сентябрьских ночей 1943 года самолет Тихомировой едва не потерпел аварию. Через 20 минут после взлета отказал двигатель. Машина с полным грузом бомб резко теряла высоту. Сбросить опасный груз нельзя — внизу наши войска. Лида выстрелила ракетой.

Летчица пристально всматривалась в темноту. Что внизу? Казалось, самолет вот-вот заденет за верхушки деревьев или за телеграфные столбы — и тогда конец. При недолгой вспышке ракеты Вера успела заметить — в левой стороне неярко блеснула светлая полоска. Туда и довернула она свою машину.

Высота — ноль. Снизу по плоскостям что-то приглушенно стучит. Толчок. Самолет катится довольно спокойно и останавливается. Девушки быстро выбираются из машины и отбегают в сторону. А вдруг взорвутся бомбы?

Полчаса, наверное, они стояли и мерзли. Темнота кромешная, а холодок все основательнее забирает. Вернулись в машину. А когда рассвело, огляделись и только руками развели. Вот уж повезло так повезло! Сели на кукурузное поле, причем так, будто заход строили совершенно обдуманно. С одной его стороны кукуруза вымахала высокая, ее стебли и стучали снизу при посадке, а там, где пробежку делали — кукуруза уродилась низкая и не могла помешать. Но мало этого. С двух сторон поле окружал лес, с одной оно кончалось глубоким оврагом, а еще с одной — канавой... Чудом живы остались!

Утром девушек заметили с пролетавшего самолета и прислали из полка помощь

.(Чечнева "Ластачки над фронтом")

 

  

Вспоминает Раиса Аронова:

«Когда в сентябре была прорвана "Голубая линия", двинулся вперед и наш полк. Мы прилетели в станицу Курчанскую, которая выглядела жалко: почти все дома разрушены, деревья либо сожжены, либо вырублены, кругом следы опустошения. Нас предупредили, чтобы мы были крайне осторожны и ходили только по указанным дорожкам: вся земля густо начинена минами. Саперы до нашего прилета сумели расчистить только часть площадки, предназначенной для аэродрома. Кругом пестрели деревянные дощечки с грозным предупреждением: "Заминировано!" Говорили, что в станице обнаружено много мин-сюрпризов и мин замедленного действия с часовым механизмом. "Голубая линия" продолжала огрызаться.

Для меня станица Курчанская памятна тем, что над ней в первый же свой боевой вылет в качестве летчика я попала в прожекторы. Этого момента я ждала с тревогой, зная о том, что летчик в лучах может потерять пространственную ориентацию.

Когда зловещий голубоватый луч осветил мой самолет, я по старой штурманской привычке попыталась было глянуть вниз, чтобы определить, в какую сторону уходить. Твердый голос Лиды Лошмановой призвал меня к порядку:

— Рая, смотри только на приборы.

Я подавила в себе сомнение в силах молодого штурмана (Лида Лошманова начала летать сравнительно недавно), приказала себе: [254]

"Спокойно, не суетись!" и стала послушно выполнять ее команды. Подключились еще несколько прожекторов, начался обстрел. Мне стало ясно, что плавными, аккуратными разворотами не вырваться из огня. Убрала газ, дала левую ногу — резко, до отказа, ручку — вправо до борта, и мы со свистом понеслись к земле. Излюбленный прием Кати Пискаревой (моего прежнего летчика) помог мне: потеряв в одно мгновенье метров четыреста высоты, мы провалились в спасительную тьму...»

Hosted by uCoz