Полина Ульянова

Студентка Саратовского авиационного техникума. В Красной армии с 1941 года по мобилизации Саратовского РВК.

 В декабре 1941 года прибыла в город Энгельс в полк, формировавшийся Героем Советского Союза М. Расковой (46-й гвардейский, орденов Красного Знамени и Суворова III степени Таманский ночных бомбардировщиков женский авиаполк), где сначала служила электриком. Добилась разрешения сдать экстерном экзамен на штурмана. До конца войны совершала  боевые вылеты на разведку и бомбардировку войск противника.

  

 "Наша третья эскадрилья" (О. Голубева)

Самая долгая ночь (О. Голубева)

 

 

 Весна 1943 года. Кубань

 

 

Вспоминает Полина Ульянова:

Пилотам и штурманам тоже приходилось нелегко ранней кубанской весной. Днем падал мокрый снег, а к вечеру были заморозки. В унтах было тяжело, а промокшие сапоги в полете промерзали и ноги сильно зябли.

Полеты продолжались. Первыми поднимались в воздух разведчики погоды.

Нина Ульяненко писала тогда в своем дневнике: «Сегодня я и Дуся [157] Носаль — разведчики погоды. Необходимо просмотреть погоду в районе цели и по маршруту.

Прошли одну полосу густого снегопада, дальше просветлело. По расчетному времени под нами должна быть цель, но ничего характерного не видно, все заволокло белой пеленой, и только где-то далеко, как будто приподнятое чьей-то могучей силой, просматривается зарево пожарищ какими-то расплывчатыми пятнами, которые постепенно уменьшаются и затем совсем исчезают.

Идем низко, в сплошном снегопаде. Вдруг замечаю, что скорость по прибору падает, вот уже 70–60 километров в час. Что такое?

— Дусенька, не надо уменьшать скорость, — говорю я.

Но машина держится нормально, значит забито снегом отверстие трубки Пито. Плоскости, стойки, козырек — все покрылось тонким слоем льда. Вот-вот тяжелая машина перестанет слушаться рулей. Ее можно облегчить, сбросив бомбы, но этого делать нельзя. Внизу, под ногами, каша земля, совсем недавно освобожденная от фашистов, наши люди...

Дусе очень трудно по вариометру и компасу вести машину, сохранять пространственное положение самолета. Только ее мастерство и умение чувствовать самолет спасает дело.

Уходим на северо-восток. Впереди, на земле, блеснула фара, какой-то запоздалый шофер спешил домой. Сколько благодарностей было послано ему!

А вот выглянула помощница — звездочка.

Слева впереди — наш приводной маяк. Мы дома! Как всегда, разведчиков очень ждут. Все хотят знать, что и как. Сегодня же ждали особенно, потому что в районе аэродрома слишком плохая погода и на земле сильно волновались за нас.

После доклада командиру о результатах разведки нас заставили немедленно поужинать. Одни несут хлеб, другие тарелки, и все стараются нас развеселить. Нервная дрожь на земле от чрезмерного спокойствия в воздухе вскоре проходит, и вместе со всеми мы шутим и смеемся, как будто ничего и не было».

 

1943 год Пересыпь

  

"

Однажды я вылетела вслед за командиром звена Евгенией Жигуленко. Я очень любила Женю. Женственная и мягкая, она неузнаваемо преображалась в воздухе.

С Жигуленко летала штурман Полина Ульянова. При подходе к цели их машину плотным кольцом схватили прожекторы и зенитки. Я видела, как самолет Жигуленко заметался из стороны в сторону. Видела, как мастерски вышла летчица из-под обстрела и снова взяла курс на цель.

Тогда я не знала, что ее самолет сильно пострадал при обстреле. Только на аэродроме мы поняли, на какой подвиг способна наша скромная Женя. Машина получила десятки пробоин, с нее свисали клочья перкали, был поврежден мотор, пули прошли через кабину штурмана и летчицы... Инженер полка Софья Озеркова и старший техник эскадрильи Дуся Коротченко давно не видели ничего подобного... (Чечнева М.)

  Вспоминает Марина Чечнева:

Эскадрилья размещалась в маленьком рыбацком поселке Пересыпь на берегу Азовского моря.

Паше Прасоловой назначили нового штурмана экипажа Полину Ульянову. Постепенно Паша сдружилась с ней так же, как с Верой (Тихомировой), хотя новая подружка сильно отличалась от своего летчика: Полина была вспыльчива, вся — порыв и нетерпение, в противовес Паше, которую считали у нас образцом спокойствия. Любимой Пашиной пословицей было ее собственное изречение: «В авиации не надо спешить». Летали они, несмотря на столь разные характеры (а может быть, и благодаря этой разнице), отлично. Это был дружный и слетанный экипаж в эскадрилье...

Имелся у них маленький секрет, который немало содействовал боевой спайке экипажа: Паша тайно учила своего штурмана управлять самолетом. Ульянова вначале была в полку мастером по электрооборудованию, потом без отрыва от работы переучилась на штурмана и мечтала стать летчицей. Если экипаж выполнял боевое задание успешно, Паша как в награду разрешала своему штурману вести самолет на обратном пути до аэродрома... "

 

 1943 год . Десант на Этильген

 

В этот же день мы получили еще одно письмо, и тоже от девушек. Его принесли на КП дивизии. Оно било адресовано всему десанту.

«Героям-десантникам. Нам выпала честь доставлять вам боеприпасы и продовольствие. Мы не пожалеем сил и жизни, чтобы не оставить вас в беде. Для оказания вам помощи преодолеем все преграды на нашем пути. Шлем вам всем боевой привет. Женя Жигуленко, Полина Ульянова».

Пилот Жигуленко и штурман Ульянова часто летали в ноябре на Эльтиген, и их По-2 в 31-м полку научились различать до почерку полета.

 

Лето 1944 года. Белоруссия

 

"При поиске рабочей площадки учитывались размеры летного поля, плотность грунта, возможность маскировки техники, наличие жилья и питьевой воды. А девчатам хотелось еще и немного комфорта в виде лесной прохлады и реки: стояло жаркое лето, и после трудной работы тянуло искупаться.

Когда комэск услышала, что девушки просят нас найти площадку возле реки, она буркнула, что мы вечно демаскируем аэродром своими постирушками. На что штурман Полина Ульянова примиряюще произнесла:

— Тогда и у леса. Там спрячем свои постирушки.

Полина очень любила аккуратность во всем. Всегда у нее все было начищено до блеска. Работая еще механиком по приборам, она всегда ухитрялась ходить в чистом обмундировании. Даже на комбинезоне не было ни пятнышка. От сна урвет время, но постирает все. В любом месте находила воду. И каждый раз просила находить аэродром у реки. Но комэск была права. Дорвавшись до воды, девчата расстилали для просушки постиранное белье на траве, и оно, конечно, хорошо было видно с воздуха, и парни, смеясь, говорили, что девчат легко можно найти по тряпкам."

О. Голубева

Hosted by uCoz