Османцева Шура

 

 

Техник   46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта.В Красной Армии с 1942 года.  В действующей армии с  1943 года.
Участвовала в битве за  освобождении Кубани, Крыма и Белоруссии. Дошла до Германии.Александра была механиком, готовила самолеты к боевым вылетам. Обслужила 581 боевой вылет.

 

Нам дороги эти позабыть нельзя

Саша Османцева-курсант аэроклуба. Довоенная фотография.Фронтовые дороги... Сколько пришлось прошагать по ним нашим солдатам до самого Берлина, до Дня Победы! А если этими солдатами были девушки, которые не только спасали раненых, но и ходили в разведку, стреляли из пулемета, бомбили фашистов с небес?! На фронтах Великой Отечественной воевало свыше 800 тысяч женщин. Мы расскажем только об одной из них – нашей землячке Александре Григорьевне Османцевой.
Саше было лет 10-11, когда отец, работавший тогда наборщиком в Ставропольской типографии, привел в гости своего товарища – военного летчика. И совсем не обратил внимания на то, что у старшей из троих дочерей, увидевшей красивую летную форму, загорелись глаза. «Именно тогда, - рассказывает Александра Григорьевна, - я влюбилась в форму и сказала себе: «Буду летчиком!» Но сначала нужно было окончить школу. Окончила. И так как в Ставрополе тогда своего аэроклуба не было, поехала учиться в Махачкалу. Год там проучилась на «отлично», и ее вместе с еще тремя лучшими выпускниками направили в Ульяновское летное училище. Крест на летной карьере Саши Османцевой поставила медицинская комиссия. А все из-за того, что «не вышла» девушка ростом – всего 148 см. Нужно же было как минимум 150 см. Какие-то два сантиметра, а тогда казалось – такое горе... «Я, конечно, разревелась, а мне говорят: «Не переживайте, у нас есть отделение авиамехаников, поступайте пока туда. Подрастете и переведем на летное отделение».
Но перевестись не получилось. Александра попала на ускоренное обучение и уже через год, в 1940 году, ее, как и троих ее друзей, направили на работу в тот же Махачкалинский аэроклуб. А еще через год началась война.
Та же дружная четверка пошла в военкомат и стала проситься на фронт. Но сначала весь аэроклуб отправили в Телави (Грузия): нужно было готовить будущих летчиков. И Османцева, разбиравшаяся в авиатехнике от «а» до «я», преподавала курсантам предмет «Материальная часть самолета».
Все резко изменилось в конце 42-го года, когда по приказу Сталина Герой Советского Союза Марина Раскова стала набирать по всей стране женские авиационные полки. Александра Османцева попала в 46-й полк ночных бомбардировщиков, командовала которым опытная летчица гражданской авиации, к слову, тоже наша землячка Евдокия Бершанская.
Ночные бомбардировщики, появлявшиеся в самых неожиданных местах, наводили ужас на фашистов. Небольшие двухкрылые машины, чуть ли не скользя по верхушкам деревьев, бесшумно подкрадывались и сбрасывали свой смертоносный груз на головы врагов. Фашисты считали, что за штурвалами У-2 сидели опытные асы. А их бомбили девушки, недавно окончившие летные училища. Узнавшие об этом немцы испытали настоящий шок и стали называть летчиц «ночными ведьмами». После первых же боевых вылетов 46-й женский авиаполк был удостоен звания «Гвардейский», за освобождение Тамани получил наименование «Таманский». Сформировавшийся на берегах Волги – в Энгельсе, прошедший через Моздок, Краснодар, Крым, Белоруссию, Польшу, а потом и Германию, полк совершил 24 тысячи боевых ночных вылетов. 581 из них обслужила авиамеханик Александра Османцева.
- Самыми тяжелыми на войне, - говорит Александра Григорьевна, - были потери боевых подруг. Ночные полеты ведь проходили под постоянным зенитным огнем. Летали и со сбитым крылом, и с пробитым маслобаком. А мы – техники и механики – спали в лучшем случае два часа в сутки, готовили с утра до ночи машины, потом ждали свой экипаж, потом восстанавливали авиатехнику. И ничего. Все были молодые, не верили ни в Бога, ни в черта, только в комсомол и в партию (я и сейчас член компартии). И все равно находили время (обычно ночью) и попеть, и потанцевать. Любимыми песнями тогда были «Катюша» и «Дороги». Вспоминаешь, рассказываешь о своих фронтовых дорогах в школах, библиотеках (когда приглашают) - и все как будто заново проходит перед глазами...
На войне все они – и летчики, и штурманы, и механики – были на волоске от смерти. До конца 1944 года У-2 летали без парашютов – на их место штурманы брали зажигательные бомбы. Единственным оружием экипажа были пистолеты ТТ. Летать в таких самолетах было очень опасно. Не менее опасно было и на земле. Как-то уже в Белоруссии в апреле 45-го немецкий самолет-разведчик обнаружил на рассвете аэродром полка и умудрился поджечь одну машину. Тут же налетела вражеская эскадрилья. Запылало еще пять самолетов. Укрыться было негде, и Саша Османцева кинулась к своей машине, чтобы оттащить ее от уже горевших. Схватилась за крыло, и тут ее заметил один из фашистских летчиков.
- Немец проносился очень низко и палил в меня из всех четырех пушек. А я все тащила и тащила свой У-2. И страха тогда не было, только злость. В общем, осталась жива только чудом. Тут подоспели наши истребители и сбили два фашистских самолета...
Были и курьезы. Помните: «Мне сверху видно все, ты так и знай». Так вот, военные летчики-мужчины сразу определяли, где дислоцируется женский авиаполк. Война войной, а женщина и здесь остается женщиной.
- Стирали одежду, белье, а сушить негде - раскладывали прямо на траве. А наши летчики, приветствуя, махали крылышками...
Закончилась война для Александры Османцевой в Москве. На параде Победы, в котором участвовал и 46-й Гвардейский Таманский женский полк ночных бомбардировщиков. И после войны ежегодно 9 мая собирались фронтовые подруги в сквере Большого театра в Москве. Тогда и встретила Александра Григорьевна свою первую и единственную в жизнь любовь. Тезка – Александр Александров - был классным военным летчиком. Но вскоре Османцевой пришло печальное известие – любимый погиб в тренировочном полете...
А три года назад 46 оставшихся в живых (из 260) женщин, воевавших в составе 46-го женского авиаполка, пригласили на встречу в посольство США. И оказалось, что знаменитый У-2, сбитый во время войны в Краснодаре, восстановлен американцами и находится в экспозиции в музее авиации в Сиэтле. На память об этой встрече у Александры Григорьевны осталась памятная медаль. Ну а за свою фронтовую работу она удостоена ордена Красной Звезды, двух орденов Отечественной войны, медалями: «За боевые заслуги» и «За освобождение Германии».
У председателя клуба «Фронтовичка» Промышленного района Ставрополя Александры Григорьевны Османцевой 54 года трудового стажа. Но очень жаль, что в этот стаж не входит общественная работа, которой наша героиня занимается не один десяток лет. Как сейчас (правда, редко) говорят: «По велению души». И это, видимо, чувствуют школьники, которые на всех ее встречах слушают ветерана войны, широко раскрыв глаза.
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

Hosted by uCoz