Амосова Серафима
СЕРАФИМА
АМОСОВА
(ТАРАНЕНКО),
заместитель командира полка по летной части
В БОЯХ ЗА НОВОРОССИЙСК
Осенью 1943 года командование советских войск подготовило крупную операцию по разгрому немецко -
фашистской группировки в районе Новороссийска.
Командир полка получила приказ выделить восемь самолетов для непосредственного участия в этой операции.
В первых числах сентября мы поднялись с аэродрома станицы Ивановской, где базировался авиаполк, и взяли курс на Геленджик. Летели днем: над равнинной местностью - бреющим полетом, а над гористой держались на безопасной высоте. По правде говоря, мне все время было как-то не по себе. Ведь в любую минуту нас
могли увидеть вражеские истребители, и тогда нашим тихоходным ПО-2 несдобровать. Поэтому, когда штурман Катя Рябова сказала: «Справа впереди вижу пару истребителей», у меня упало сердце, и мгновенно пронеслась мысль - сейчас начнется самое страшное. Если бы я летела одна, то, возможно, мне удалось бы, спустившись, ниже горных вершин, уйти от вражеских истребителей низинами и ущельями. Но со мной шла целая группа самолетов, которые не могли, конечно, свободно маневрировать.
Насколько возможно, прижались к горам. К счастью, это оказались наши истребители, они даже поприветствовали нас покачиванием с крыла на крыло.
До аэродрома назначения мы долетели благополучно. Приземлившись и зарулив самолеты на стоянки, осмотрелись. В таких условиях нам еще не приходилось работать: с одной стороны аэродрома - высокие скалистые горы, с другой - море. Со сложностью полетов в гористой местности мы освоились еще в районе Грозного - Орджоникидзе. Но море почему-то пугало. Оно уходило к горизонту, мутно-зеленое, бушующее.
Летчики-черноморцы встретили нас подчеркнуто вежливо. Мы сразу почувствовали, что по отношению к нам они настроены довольно скептически, не очень верят в боевые возможности самолетов ПО-2, да еще управляемых девушками. Многие из них даже не скрывали своего пренебрежения:
- А, бабий полк... Ну-ну...
Возможно, им было досадно, что на их боевых самолетах нельзя было бомбить точечные, малоразмерны цели, расположенные вблизи наших войск и что эту «ювелирную» работу поручали небесным «тихоходам», которые до войны использовались как учебные.
Черноморцы разместили нас в уютной, удивительно чистой землянке. Белоснежные простыни на нарах и даже цветы на столах. Нам это было приятно и вместе с тем наводило на мысль, что эта забота проявлена неспроста: мы, мол, вот как хорошо вас встретили, а вы... на что вы способны?..
Нас это не смущало. Мы не сомневались в том, что с поставленной боевой задачей справимся, так как были достаточно обстреляны, и опыта у нас хватало: у многих летчиц к тому времени было по триста-четыреста боевых вылетов.
На следующий день прибыл наш наземный эшелон с техническим составом. Его возглавляла заместитель командира полка по политчасти Евдокия Яковлевна Рачкевич. Она, как всегда, быстро освоилась с «морской» обстановкой и сразу же приняла необходимые меры. Первым делом запретила девушкам купаться в море:
- Нет, нет! Ветер холодный, можете простудиться, а впереди боевая работа.
Девушки, грязные, пропыленные с дороги, сначала упрашивали ее, потом незаметно исчезли.
Вскоре они явились веселые, бодрые, чистенькие. Мы переглянулись с Евдокией Яковлевной и ничего им не сказали. Потом Рачкевич каким-то неуверенным голосом предложила:
- Симочка, может, и мы пойдем, искупаемся?
Со мной прилетели отличные летчики и штурманы: Маша Смирнова, Ира Себрова, Люся Клопкова, Женя Гламаздина, Клава Рыжкова, Клава Серебрякова и другие. Для штурмана Мэри Авидзбы Новороссийская операция имела особый смысл: от Геленджика до ее родной Абхазии было рукой подать.
До начала боевой работы оставались считанные часы. Все экипажи тщательно готовились к предстоящим полетам. И вот, наконец, поступило боевое задание: уничтожить мотомехчасти, расположенные в районе высоты тридцать семь.
Придя к самолетам, мы увидели необычную картину: вблизи стоянок толпились летчики-черноморцы: пришли посмотреть, как работают девушки-летчицы. Они стояли, молча, группами и почему-то на этот раз не отпускали в наш адрес колких шуточек, к которым мы уже стали привыкать. Вернее, не обращали на мужчин никакого внимания: «Пусть себе веселятся».
Проверив готовность экипажей, я решила вместо себя оставить руководить полётами опытного заместителякомандира авиаэскадрильи Надю Попову: сама же полетела со штурманом Катей Рябовой на боевое задание. Для меня, как руководителя этой группы, было важно самой увидеть все, что делается по маршруту полета, проверить расчеты и оценить обстановку в районе цели.
Вырулив на старт, я взлетела и.. сразу же оказалась над морем. Внизу, совсем близко, замелькали светлые барашки волн. Сделав круг над аэродромом, и набрав необходимую высоту, мы легли на заданный курс.
Осмотрелись вокруг. Все было удивительно красиво: справа белые зубцы гор, за ними темный силуэт Кавказского хребта, снежные вершины, чуть розоватые от исчезающего солнца, под нами иссиня-черное, сверкающее море. И над всем этим - темное небо, усыпанное звездами...
Некоторое время мы летели спокойно. Неожиданно самолет начал резко терять высоту. Мотор работал на максимальных оборотах, а мы буквально падали вниз. Вода надвигалась на машину всей своей огромной массой.
Нас охватило неприятное чувство беспомощности. Мы поняли, что попали в нисходящий поток, с которым не всегда удается справиться. Изменив курс к берегу, ждали границы потока, а самолет несло все ближе к воде... Но машина вдруг вздрогнула, рванулась из стороны в сторону и, как будто оттолкнувшись, стремительно понеслась вверх. Теперь мы оказались в восходящем потоке воздуха. Обе облегченно вздохнули: выбрались, наконец. Катя как-то чересчур оживленно стала говорить о воздушных течениях, о неравномерном прогревании земли и воды, а я в это время думала о том, что вслед за мной летят другие девушки... Как-то они справятся с этим злополучным течением?
А вот и цель. Кругом тихо. Ни огонька, ни выстрела. Прицелившись, Катя сбросила бомбы. Под нами вспыхнул огромный взрыв, и с земли потянулись щупальца прожекторов и цепочки разноцветных трассирующих пуль зенитных пулеметов. Маневрируя, мы благополучно вышли из зоны зенитного обстрела. Вслед за мной эту же цель бомбили все экипажи нашей группы.
В течение первых ночей фашисты не очень интенсивно обстреливали наши самолеты. Видимо, не хотели обнаружить себя. Но когда мы им порядком надоели, они стали палить из чего только могли. Особенно доставалось нашим ПО-2, когда мы пролетали вблизи Новороссийска: по самолетам била корабельная артиллерия, стреляли береговые батареи и зенитные орудия, расположенные в городе.
День за днем шла напряженная боевая работа. Девушки проявили себя настоящими бойцами. Очень скоро изменили свое мнение о нас наши соседи - летчики-черноморцы. Между нами установилось своеобразное взаимодействие: днем наносили удары по врагу они, а ночью мы.
Не знаю, каким образом, но мужчины проведали, что у штурмана Тани Сумароковой день рождения. Утром, когда весь летный состав собрался в столовой, начищенные и наглаженные черноморцы сердечно поздравили именинницу, торжественно поставили на стол бутылку шампанского. И даже спели сочиненную ими песню, посвященную нашим девушкам. Мы, конечно, не стали вспоминать о ехидных частушках про «бабий полк», которые они распевали в первые дни нашего знакомства.
Боевая работа становилась все напряженнее. Море, горы, зенитки... Иногда аэродром обстреливался дальнобойными орудиями, и тяжелые снаряды, шелестя, пролетали над нашими головами. По звуку мы скоро научились определять, где примерно разорвется снаряд с перелетом или недолетом.
Вместе с нами с аэродрома Геленджик на таких же самолетах ПО-2 выполняли боевую задачу летчики мужского полка под командованием майора Бочарова.
У нас с ними сразу началось негласное соревнование: кто больше сделает боевых вылетов и у кого будет выше эффективность бомбардировочных ударов. В этом соревновании неизменно оказывались победителями наши летчицы: каждая из них успевала сделать больше вылетов за ночь, чем летчики братского полка.
Это объяснялось не только огромным подъемом, с которым обычно летали наши девушки, но главным образом слаженностью работы техников и вооруженцев на земле. Инженер полка по вооружению Надя Стрелкова и старший техник-лейтенант Таня Алексеева сумели организовать обслуживание самолетов так, что каждый самолет простаивал на земле не больше пяти минут.
Были моменты, когда не хватало бомб - не успевали подвезти. Тогда наши вооруженцы пускались на хитрости, чтобы «захватить» оставшиеся на складе бомбы раньше, чем это успеют сделать «братцы».
В те дни мне очень помогала замполит Евдокия Яковлевна. Она постоянно была с людьми, ее видели то на старте, то с вооруженцами, то с техниками, то среди летного состава. Она находила нужное слово для каждого из нас. Умела поднять настроение, вселить бодрость. Ее любили. Ей всегда были рады.
...Наступила последняя ночь перед штурмом Новороссийска, ночь с 15 на 16 сентября. Получив боевую задачу, мы вырулили на старт. На командном пункте аэродрома присутствовали командующий Особой Приморской армией Иван Ефимович Петров, командующий4-й воздушной армией Константин Андреевич Вершинин, командующий ВВС Черноморского флота товарищ Ермаченко и другие.
Все находились в каком-то напряженном ожидании, нетерпеливо посматривали на часы. И вдруг вокруг нас вспыхнули тысячи огней, все загремело, загрохотало..
От неожиданности я вздрогнула. Несколько минут продолжалась артиллерийская подготовка. От беспрерывных залпов дрожала земля. Казалось, горы тоже гудели. Это была незабываемая, страшная и вместе с тем захватывающая картина. По окончании артподготовки мы получили приказ на вылет.
Всю ночь самолеты нашей группы и братского полка подавляли оставшиеся очаги сопротивления противника. А на рассвете поступил приказ: разбомбить штаб фашистских войск, расположенный в центре Новороссийска, у городской площади. И мы полетели вновь.
В результате этого налета штаб был уничтожен. А когда мы вернулись, нам прочли радиограмму, полученную с передовой от моряков, сражавшихся на земле: «Благодарим братишек-ночников за поддержку с воздуха». Они не знали, что вместе с братишками летали и сестренки.