Распопова Нина
Распопова Нина Максимовна - командир звена 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, гвардии старший лейтенант.
Родилась 31 декабря 1913 года в селе Магдагачи, ныне посёлок городского типа Магдагачинского района Амурской области, в семье рабочего. Русская. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. Окончила горнопромышленное училище, лётную школу и Курсы усовершенствования командного состава при Центральном аэроклубе в Москве. Работала геологом, инструктором летчиком в аэроклубах в городах Омск и Мытищи Московской области.
В Красной Армии с октября 1941 года. На фронтах Великой Отечественной войны с мая 1942 года.
Командир звена 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка (325-я ночная бомбардировочная авиадивизия, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) гвардии старший лейтенант Распопова Н.М. к концу войны совершила 805 боевых вылетов, нанеся большие потери врагу в живой силе и боевой технике.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии старшему лейтенанту Распоповой Нине Максимовне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 9011).
После войны отважная лётчица - в запасе, а затем в отставке. Работала ответственным секретарём районного отделения общества "Знание". Перешагнув 90-летний возрастной рубеж Н.М. Распопова живёт в городе Мытищи. Ведёт активную общественную деятельность. В 1997 году удостоена звания "Почётный гражданин Мытищинского района Московской области".
Награждена орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Дружбы народов, медалями
"Беспокойное сердце" (Чечнева м. "Ласточки над фронтом)
1941 год. Энгельс
Была здесь Нина Распопова, выглядевшая куда моложе своих двадцати семи лет. Спокойная, приветливая, с радушной улыбкой, очень красившей ее, она охотно рассказала «новеньким» о себе.
Нина родилась в дальневосточном краю. Отец ее работал на золотых приисках и немало покочевал, пока не осел в одном из них, в небольшом поселке. Здесь Нина окончила семилетку, вступила в комсомол, работала пионервожатой. Вскоре по комсомольской путевке она поступила в Благовещенский горнопромышленный техникум, где готовились специалисты для золотодобывающей промышленности.
Сначала преподаватели недружелюбно косились на нее: «К чему, мол, девушке браться за мужское дело? Не бывало еще такого, чтобы женщина командовала на приисках...» А потом примирились, видя, как хорошо она училась.
Но Нине не пришлось добывать золото. «Хочешь стать летчиком? — опросили ее в Хабаровском крайкоме комсомола и добавили: — Учти — дело оборонного значения, ты будешь у нас среди первых девушек-авиаторов». Нина мгновенно представила себе синее небо, в котором, как ласточка, плывет легкая, стремительная машина. А под ней — безбрежная тайга, где от прииска до прииска — день пути. А кроме того, это нужно, важно. «Хочу!» — воскликнула Нина. Но когда позже обнаружилось, что ее могут не взять в аэроклуб по молодости, она, не колеблясь, прибавила себе в анкете полтора года.
Она закончила Хабаровскую летную школу, потом школу планеристов В городе Спасске-на-Амуре, а в Омском аэроклубе она стала первым в области летчиком-планеристом. После четырех лет инструкторской работы ее направили для усовершенствования в Москву, в Центральный аэроклуб имени В. П. Чкалова. Здесь она стала летчиком-инструктором и перед войной успешно обучала молодежь. " (Магид)
1942 год.Кавказ
"— В одном из вылетов нам со штурманом Лелей Радчиковой очень досталось от немцев, попали под такой обстрел, какого раньше не было. В небе творилось что-то страшное, на цель вышли летчики и из соседних полков. Нашему экипажу никак не удавалось вырваться из-под обстрела. Тогда я решила пикировать на большой скорости и буквально у самой земли вышла из зоны огня. Противник решил, что самолет сбит, и оставил в покое. Только тут Леля заметила, что по правой плоскости нашего самолета что-то течет. Оказалось, пробит бензобак. Но надо было набирать высоту, более того, успеть сбросить бомбы на вражескую цель. Так и сделали. Уходить к своим было трудно, встречный ветер гасил и без того слабую скорость раненой машины. Но до своего аэродрома дотянули.
Мне казалось, что счастье и удача будут сопутствовать мне всегда. В одну из осенних ночей мы с Лелей получили задание на бомбардировку скопления войск противника близ Моздока — это был самый укрепленный фашистский пункт в этом районе. Отсюда ни один экипаж не возвращался необстрелянным. Здесь и попал под перекрестный огонь самолет моей боевой подруги Ольги Санфировой, которая никак не могла уйти от врага. Я, не раздумывая, направила свою машину на вражеские прожекторные установки, снизившись до предельной высоты. Воспользовавшись замешательством, подруга улетела. А нам с Лелей досталось как следует: бомбы на прожекторы нам удалось сбросить, но оказался пробитым бензобак, остановился винт. В любую минуту мог начаться пожар. Самолет почти автоматически начал планировать в сторону нашей фронтовой линии. Я одной рукой держала штурвал, другой закрывала рот, чтобы не задохнуться парами бензина. Мы обе были ранены, в моей голове — туман, я с трудом различала, куда летим. "Только бы через Терек перетянуть", -твердила Леля. (Там проходила линия фронта). Самолет быстро терял высоту, но мне все же удалось его развернуть в сторону Терека, перелететь через него. И вдруг — чудо! Восходящий поток воздуха подхватил нашу "ласточку", с перебоями заработал мотор, и машина в полной тишине и темноте коснулась земли на нейтральной полосе. Мы забрали планшеты и поползли в сторону своих и доползли! Предстояли долгие недели лечения в тыловом госпитале в Орджоникидзе, куда отправили нас на машине. Но мы с Лелей сбежали, пересев на попутку, не хотелось отрываться от своего полка. Лечились в полевом госпитале. А после был долгий путь в составе полка на запад, до самого Берлина.