Магуба Сыртланова

Ночные ведьмы

  65-летию Победы

   

Магуба Сыртланова

 

 

Крылатые мадонны

К вечеру замолкал гул бомбардировочной, штурмовой и истребительной авиации. А когда наступали сумерки, за работу принимались "совушки", так тепло звали мужчины-летчики своих боевых подруг девушек-летчиц из женского полка Евдокии Бершанской. Порой до десяти вылетов делали экипажи за одну только ночь. Этих милых и обаятельных девушек гитлеровцы величали не иначе, как "ночными ведьмами". В быту "ведьмы" панически боялись мышей, но бесстрашно шли в самое пекло войны. Их бомбардировщики По-2 из ночи в ночь висели над позициями вражеских войск, загоняли солдат в укрытия, засыпая окопы мелкими бомбами. Каждую ночь с земли, разрезая тьму, к ним тянулись вражеские огненные трассы и лучи прожекторов. Их сбивали. Случалось, девушки шли на вынужденную и сажали изуродованную машину на занятую врагом территорию. И если оставались живы, упорно шли к линии фронта, переходили, переползали, но возвращались в родной полк, чтобы, малость отдохнув, снова бомбить. Всем им было, за редким исключением, по 18 — 25 лет. Многие из них не вернулись из этой свинцовой вьюги.

Как-то в Крыму после блестяще выполненного боевого задания по разведке вражеских позиций представитель Ставки Верховного Главного командования Маршал Советского Союза К.Е. Ворошилов в беседе с командующим 4-й Воздушной армии Константином Андреевичем Вершининым сказал: "Золотые девчата! И днем летают, и ночью. А ведь не всякий мужчина сравнится с ними, не каждый овладел искусством ночных полетов. Как, верно?

—Не всякий, Климент Ефремович. На то они и гвардейцы.

—Не обходи их вниманием, Константин Андреевич: они заслуживают большего, чем ты их поощряешь. Не скупись на награды. После войны о девушках-героинях будут слагать легенды. Если бы я был поэтом, написал бы о них поэму "Крылатые мадонны", - маршал улыбнулся. - И вот еще что: береги их, Вершинин, не суй во всякое пекло..."[1] 46-й гвардейский дважды Краснознаменный Таманский женский авиаполк ночных бомбардировщиков воспитал 23 Героя Советского Союза. Другого такого полка не было во всех вооруженных силах. Редкий мужской истребительный полк мог сравниться с ним по количеству Героев. В этот венок славы полка навечно вплетены имена двух героинь - дочерей татарского народа Магубы Сыртлановой и Ольги Санфировой.

Магуба Хусаиновна Сыртланова пришла в женский авиаполк в ноябре 1942 года. За ее плечами был уже солидный стаж, летала она с 1935 года. Последняя ее мирная должность - командир звена санитарной авиации в Тбилиси. Более года она работала в этом городе, ежедневно перевозила раненых и больных в тыловые госпитали из фронтовых медсанбатов и не уставала проситься на фронт. Добилась-таки приема у командующего 4-й Воздушной армии Вершинина, сумела убедить генерала, что ее место на фронте.

И вот она уже спешит к месту службы в станицу Ассиновскую, где базировался тогда женский полк. На Северном Кавказе предстояло летать почти в тех же условиях, что и в окрестностях Тбилиси. Кому-кому, а летчикам известно, что летать в горах несравненно сложнее, чем над равниной. Аэродинамика ущелий, частые туманы заставляли быть всегда предельно собранной и внимательной. Крымские горы хотя и не высоки, но горе тому летчику, если он терял ориентировку. Летать в горах Магуба умела, "школу гор" прошла сполна и, когда попала в полк, поняла, что эта школа ей пригодится в боевой работе.

Ввести в строй такую опытную летчицу не составило особого труда. Две недели потребовалось Магубе для того, чтобы сдать зачеты по штурманской подготовке, материальной части и бомбометанию. Полетела она в свой первый бой с опытнейшим штурманом Женей Рудневой. Выполнив блестяще боевое задание, Сыртланова заработала похвалу человека, мнение которого особо ценилось в полку. "Вот это летчица! - восхищалась Руднева, докладывая командиру полка. — Эта новенькая прекрасно пилотирует самолет!"

Руднева не ошиблась. Сыртланова была действительно классным летчиком. Стоит только заглянуть в ее летную книжку и посмотреть на результаты лишь одной проверки техники пилотирования, чтобы убедиться в справедливости оценки Жени: Взлет - отлично

Набор высоты - отлично

Развороты - отлично

Виражи вправо, влево - отлично

Выход на цель - отлично

Заход на цель - отлично

Общая оценка - отлично

Командир 4-й авиаэскадрильи гвардии старший лейтенант М.Чечнева. (Личная летная книжка Сыртлановой хранится в фондах Государственного музея РТ).

Суровые условия гор приучили ее к строжайшей самодисциплине. И не случайно с Магубой охотно летали на боевые задания не только необстрелянные девчата, но и асы полка Татьяна Сумарокова, ставшие Героями Советского Союза Ольга Санфирова, Дуся Носаль, Женя Руднева и другие.

Как отмечали подруги, Магуба не производила впечатления героической женщины. Среднего роста, с красивым изгибом бровей, добрыми серыми глазами, полная душевной теплоты и обаяния, она была постарше многих, и, может быть, это обстоятельство заставляло 18-20 летних относиться к ней как к старшей сестре. Магуба была проста и доступна, сама внимательно слушала молодых, но более опытных летчиц и училась у них. Ей потребовалось несколько месяцев зимы и весны, чтобы встать в строй вровень с такими асами, как Марина Чечнева, Екатерина Рябова, Мария Смирнова и другие. Она была спокойной и выдержанной. Но сколько у нее появлялось воли и мужества, когда поднимала она боевую машину в воздух! Никакой шквальный огонь не мог заставить свернуть ее с курса. Наверное, поэтому ее бомбовые удары всегда были точны и эффективны.

После первого вылета к линии фронта начались боевые будни. Они были трудны и смертельно опасны. Шли упорные бои за Кавказ, фашисты рвались к грозненской нефти. Наземные войска сдерживали натиск противника, отбивая многочисленные атаки. С воздуха им помогали вездесущие По-2. Подлетали они к переднему краю бесшумно, вешали САБы (светящиеся авиабомбы, применялись для подсветки объекта бомбардировки) и с предельно малой высоты разгружали фугаски на окопы немцев.

Однажды Магуба полетела на боевое задание с Дусей Носаль, одной из лучших летчиц полка. В тот вылет из-за сплошного тумана основную цель обнаружить не удалось. Повернули назад. Садиться с грузом опасно, неровен час, подорвешься на собственных бомбах. Какова же была радость, когда в разрывах облаков неожиданно увидели вражеский поезд. Решили ударить сбоку по паровозу. Первой же бомбой опрокинули его и подожгли несколько вагонов. Четыре раза за ночь прилетали подруги к этому составу, и к утру эшелон с оружием и боеприпасами превратился в обгоревшие груды металла.

Весной и летом 1943 года шли беспрерывные упорные бои, и все это время приходилось делать по 5 - 6 вылетов за ночь. В сентябре Магубе с еще семью экипажами было приказано оказать поддержку десанту морской пехоты на "Малой земле" под Новороссийском. Полеты здесь требовали особого мастерства. Кто не знает "розу ветров" в Новороссийске? Горы и ущелья, а внизу море, быстрая смена воздушных потоков и узкая полоска морского побережья, захваченная десантом. Своих и врагов разделяли всего десятки метров. В этих условиях нужно было точно сбросить своим оружие и боеприпасы, прицельно уложить бомбы в траншеи гитлеровцев. Вот где особенно проявилось летное мастерство Магубы, закрепился авторитет опытного воздушного бойца. Комэск Марина Чечнева говорила о Сыртлановой: "Лучших летчиков-мужчин у нас в стране называют соколами. Таким соколом в нашем женском полку по праву слыла Магуба Сыртланова. Она была владычицей неба. Даже в самых сложных метереологических и боевых условиях у ее экипажа никогда не случалось неудачных полетов. Все боевые вылеты были успешными, наносили большой урон врагу".

После освобождения Кавказа и Крыма полк участвовал в операциях по разгрому гитлеровских войск в Белоруссии, Польше, а затем и в самой Германии. За долгие месяцы боевой работы Сыртланова выдвинулась в число лучших летчиц полка. Ей поручались самые сложные и ответственные задания, и не было случая, чтобы она возвратилась, не выполнив их. Магуба летала на уничтожение немецких группировок на Немане, Висле, Одере, в Восточной Пруссии, и все это ночью при любой, даже неблагоприятной погоде. Взлетали и садились на неосвещенные аэродромы. Особенно трудно было сажать машину в темноте. До боли в глазах приходилось всматриваться в тьму и отыскивать тщательно замаскированные световые сигналы. Опасность подстерегала всюду и каждую ночь. Не всякий, даже видавший виды воздушный боец способен был выдержать такую нагрузку, а девушки выдерживали. Прилетят, отдохнут несколько минут, сидя в кабине, пока ружейницы пополняют боезапас, и снова в бой. И так каждую ночь.

Чтобы хоть как-то представить тяжесть, которая ложилась на хрупкие девичьи плечи, перелистаем личную летную книжку Сыртлановой и извлечем оттуда всего лишь несколько боевых строчек: "1.12. 1943 г. 5 вылетов ночью. 6 часов 45 минут в воздухе.

14.12. 1943 г. 5 вылетов ночью. В воздухе 5 часов 15 минут. Бомбила МТФ, высоту 103,9, скопление техники противника.

Сбросила 50 килограммов бомб, 3 пачки листовок. Эффективность: 2 сильных взрыва.

22. 03. 1944 г. 8 вылетов ночью. 9 часов 40 минут в воздухе. Бомбила Керчь.

26. 03. 1944 г. 3 полета ночью. В воздухе 4 часа. Бомбила гору Митридат. Сбросила 300 килограммов бомб, 20 тысяч

листовок.

21. 04. 1944 г. 2 вылета днем, 2 вылета ночью. В воздухе днем - 1 час 20 минут, ночью - 3 часа 15 минут. Бомбила дорогу на Севастополь.

19. 04. 1945г. 9 вылетов ночью. 10 часов 45 минут в воздухе. Сбросила 1550 килограммов бомб, израсходовала на обстрел переднего края и вражеских объектов 540 патронов из пулемета ШКАС.

3. 05. 1945 г. 3 вылета ночью. 3 часа 20 минут в воздухе. Бомбила окраину леса, что восточнее п. Узедом. Сбросила 360 килограмм бомб, израсходовала 240 патронов ШКАС, вызвала два очага пожара". Эта книжка жжет руки: от каждой строчки веет несгибаемым мужеством и героизмом, здесь каждая строка написана кровью сердца.

Шла к завершению война. Уже пять дней развевалось Знамя Победы над поверженным рейхстагом, но продолжали упорно сопротивляться в некоторых местах отступающие и окруженные группировки противника. 5 мая Магуба вылетела в район Данцига. В эту ночь на редкость была плохая погода. Нижняя кромка облаков шатром нависла над морем и молочной пеленой закрывала все на земле и на воде. К цели подошли на высоте 300 метров, пробили облачность и вышли к стоящим у причалов катерам и баржам. Снайперским ударом штурман Ася Пинчук поразила цель. Как только отгремели взрывы бомб, лучи многочисленных прожекторов впились в маленькое тело самолета. Страшно смотреть, как маленький самолетик мечется в лучах мощных прожекторов, как раненый мотылек. Как рвут его перкалевые крылья раскаленным металлом. Не раз Сыртлановой приходилось попадать в подобные переделки, не раз мертвой хваткой вцеплялись в самолет прожекторные лучи, но всегда везло. Сложными противозенитными и противопрожекторными маневрами удавалось уходить от тех и других. На этот раз прожекторов было много. Все они пересеклись в одной точке. Со всех сторон в это перекрестие потянулись пулеметные трассы и зенитные снаряды. Фейерверк был такой, что из этого ада, казалось, уже не выйти. Ослепленная летчица решила имитировать падение. Маневр удался. И вот уже волны под самой машиной, и Магуба чувствует их грозное дыхание. И когда осталось 15-20 метров до поверхности воды, она перевела самолет на бреющий, а затем резким набором высоты ушла из-под обстрела в спасительные облака. Радовались, что остались живы, что мотор живой и, мурлыча привычную песню, несет их домой.

Подпрыгивая на ухабинах, зарулили на стоянку. Подбежавшие техники ахнули: "На чем же вы долетели? Все разбито, дотянули, видно, на одном сердце". Самолет, действительно, был изодран в клочья. Дыры зияли во многих местах, машина не подлежала восстановлению и прямиком пошла на свалку. Это был трудный, но последний боевой вылет Магубы Сыртлановой, летчицы, прошедшей путь от рядового пилота до заместителя командира эскадрильи, парторга полка.

Итог боевой работы на фронтах Великой Отечественной войны гвардии лейтенанта Сыртлановой подвела и записала в летную книжку начальник штаба авиаполка Ирина Ракабольская:

общий налет — 9098 часов 15 минут

дневной налет — 1816 часов 15 минут

ночной налет — 1282 часа 40 минут

боевой налет — 955 часов 20 минут

сбросила — 97050 авиабомб

разбросала в тылу противника — 197 пачек листовок.

Эффективность: вызвала - 33 очага пожаров, 115 взрывов большой мощности, уничтожила 2 артиллерийские батареи, 1 прожектор и т.д.

А дальше был праздник. Долгожданный и радостный праздник Победы. В это торжество победителей Магуба Хусаиновна Сыртланова внесла свой весомый вклад: 780 боевых вылетов, более ста сорока тонн сброшенных на головы врага бомб. На ее счету 85 очагов пожара, 128 взрывов большой мощности, десятки уничтоженных прожекторных, зенитных, пулеметных точек, много живой силы.

Родина высоко оценила ратный подвиг славной дочери татарского народа, присвоив ей высокое звание Героя Советского Союза. Она дошла до рейхстага, расписалась на его стенах, а 9 мая на Параде Победы среди немногих женщин прошагала по главной площади страны в колоннах победителей

Книга "Летчики Татарии"

   
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz