Тропаревская Надежда

Ночные ведьмы

  65-летию Победы

   

Тропаревская Надежда

Летчик 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, гвардии  лейтенант. До войны инструктор  аэроклуба .

В Красной Армии с октября 1941 года. На фронтах Великой Отечественной войны с мая 1942 года. Участвовала  в битве за  освобождении Кавказа, Кубани, Крыма и Белоруссии, наносила бомбовые удары по военным объектам врага в Восточной Пруссии, нанесла противнику большой урон в живой силе и технике. 
 Гвардии лейтенант Тропаревская Н. совершила 513  ночных боевых вылета. За мужество и отвагу она награждена четырьмя орденами и многими медалями.

 

  Ракобольская И.В.:

Всю войну выпускалась также стенная юмористическая газета «Крокодил», которую придумывали и оформляли Руфина Гашева, Таня Сумарокова и Надя Тропаревская. Некоторые из журналов и газет сохранились до наших дней.

Удивительно, но цветные картинки хранились более 60 лет. Здесь хочется вспомнить о Тропаревской. Надя была немного  постарше нас, невысокая, спокойная, последний год войны служила связным летчиком, и мне приходилось много с ней летать. За ней тянулась легенда тех 400 прыжков с парашютом, которые она сделала до войны. Когда нам выдали парашюты в 44-м году, Надя проводила тренировочные прыжки.

После войны Надя долгое время работала в ДОСААФ, обучая молодежь искусству прыжков с парашютом. Она не раз занимала призовые места на всесоюзных соревнованиях, стала чемпионом СССР по прыжкам на точность приземления и по затяжным прыжкам. В 1952 году получила звание «Заслуженный мастер спорта СССР». На ее счету 613 парашютных прыжков. А последнее место работы — старший инженер-испытатель грузовых парашютных систем.

 

 

И.Дрягина:

 

"Незаслуженно обойдена наградами и вниманием очень скромная, но волевая летчица — Надежда Евгеньевна Тропаревская.

Ее боевая жизнь в полку началась с первых дней образования нашей части и первых успехов в борьбе с фашистами. В июле 1942 года в боевом донесении полка говорилось, что экипаж старшины Н. Тропаревской вместе с экипажем Е. Носаль полностью уничтожили на станции Покровское (около Таганрога) железнодорожный состав. В сентябре 1942 года Надежда Тропаревская была награждена орденом Красного Знамени.

Она активно участвовала во всех операциях полка (Кавказ, Кубань, Эльтиген, Севастополь, Белоруссия, Восточная Пруссия). Но ее заслугой является и то, что она обучила всех летчиц и штурманов 46-го гвардейского авиаполка и других летчиков дивизии прыжкам с парашютом. Полки, летавшие на У-2 (По-2), до осени 1944 года выполняли боевые задания без парашютов.

Надежда Тропаревская не только сама вывозила летчиков на тренировочные прыжки, но и организовывала переоборудование самолетов для того, чтобы летчик, улетая на боевое задание, мог поместиться с парашютом в кабине. Парашют спас жизнь многим, в том числе и штурману эскадрильи Руфине Гашевой, впоследствии ставшей Героем Советского Союза.

Обучая летчиков парашютному делу, Надежда Тропаревская продолжала летать на боевые задания до конца ноября 1944 года. Когда у ее самолета было перебито управление руля поворота, был пробит бензобак, а сама Надя тяжело ранена — это был ее 513-й боевой вылет. Надежда Тропаревская вместе со штурманом Таней Масленниковой с трудом прилетели на изрешеченном самолете в расположение наших войск.

За мужество и отвагу она была награждена четырьмя орденами и медалями.

Пришла Победа! Гвардии старший лейтенант Надежда Евгеньевна Тропаревская демобилизовалась. Она стала испытывать парашюты, обучать парашютному спорту молодежь, сама участвовать в соревнованиях. Занимала призовые места, устанавливала мировые рекорды. Н. Е. Тропаревская-Есионова завоевала титул чемпионки СССР по прыжкам на точность приземления и затяжным прыжкам. Ей присвоили звание заслуженного мастера спорта. Не случайно о прыжках с парашютом она мечтала с детства!

 

ЗАСЛУЖЕННЫЙ МАСТЕР СПОРТА

Она пришла на сборный пункт в октябре сорок первого — маленькая, хрупкая, в шинели до пят. А через несколько дней ее вызвали в штаб женской авиачасти и объявили о назначении старшиной. Мы базировались тогда в Н-ске. Стояла снежная, морозная зима. С метелями, резкими ветрами. Трудно приходилось девушкам. Мы рвались на фронт, а нам надо было учиться, постигать тайны военного мастерства. С утра до позднего вечера осваивали боевую технику, совершали тренировочные полеты, «Наш старшую» — так называли мы Надежду Тропаревскую — всегда находила для девчат ласковое словечко, добрую улыбку.

Наконец настал день, когда мы вылетели на Южный фронт. В одну из июльских ночей 1942 года экипажи женского комсомольского полка бомбили скопление противника на станции Покровское, что недалеко от Таганрога. В боевом донесении говорилось; «В результате бомбардировочных действий было сожжено 2 станционных строения, взорван склад с боеприпасами. Экипаж старшины Тропаревской бомбил головную часть эшелона. Вместе с экипажем сержанта Евдокии Носаль они уничтожили весь железнодорожный состав». Так началась боевая биография Надежды Тропаревской.

Вскоре полк перебазировался на другой аэродром. В одну из ночей мы бомбили скопление техники противника, наступающего на Ростов-на-Дону. Экипаж Тропаревской — Свистуновой вылетел вслед за командиром эскадрильи Серафимой Амосовой. Самолет снизился до высоты 700 метров. Лида Свистунова прицельно сбросила бомбы в скопление фашистской техники. Вспыхнул пожар. Но в это время мотор начал давать перебои. Идти на вынужденную посадку? Но разве можно приземляться здесь? Надя с Лидой договорились планировать в сторону своей территории, а если мотор откажет, то направить машину в колонну, двигающуюся по дорогам, и врезаться в скопление врага. Летчица перевела самолет в угол планирования, и... о, чудо! На высоте 100 метров мотор вновь заработал. Гитлеровцы не успели открыть огонь по самолету, который уходил на такой малой высоте к линии фронта...

Когда в сентябре 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий нас наградили первыми орденами и медалями, то среди 24 награжденных была и Надежда Тропаревская. Ей вручили орден Красного Знамени.

У меня сохранилось множество военных записей во фронтовых блокнотах. Перелистываю их пожелтевшие странички, рассматриваю любительские фотографии и в памяти один за другим всплывают эпизоды, свидетельствующие о мужестве, бесстрашии моих замечательных подруг.

В один из августовских дней 1942 года меня назначили командиром звена. В состав звена вошли экипажи Нади Тропаревской—Лиды Свистуновой и Нины Худяковой — Кати Тимченко.

— Что ж, девушки,— сказала Тропаревская,— давайте поздравим нашего командира.

Ольга Клюева, мой штурман звена, наполнила кружки... молоком, мы чокнулись, выпили и засмеялись.

— Расти хорошим, умным начальником,— сказала Катя Тимченко,— не обижай подчиненных, и тогда маршальский жезл, который лежит в твоем солдатском ранце, перекочует в руки...

Редко выпадали на фронте часы затишья. Но когда случались они, собирались мы где-нибудь на лужайке и вспоминали дом, родных, рассказывали о довоенной жизни и своих мечтах об учебе, об избранных профессиях...

 

На всю жизнь запомнила Надя Тропаревская свое знакомство с парашютом. Однажды пионерский отряд отправился на аэродром. Надя увидела самолет, на плоскости которого стояла девушка. Она рассказывала собравшимся о парашютных прыжках. Надя осмелела и спросила:

— А мне можно когда-нибудь прыгнуть?

Девушка, а это была известная парашютистка Ольга Яковлева, ответила:

— Можно, но только нужно сначала изучить теорию парашютного дела. А сейчас лучших пионеров будут катать по кругу на самолете.

Тропаревская оказалась среди них. Так она получила первое «воздушное крещение».

Шло время. Надя уже работала меховщиком, а мысль о первом полете не покидала ее. Больше года девушка проводила все выходные дни на Тушинском аэродроме... Прошла медицинскую комиссию, изучила и сдала теоретический курс по парашютной подготовке. 4 августа 1933 года она приехала на аэродром. Солнце клонилось к закату, ветер стих. Кто-то сегодня будет прыгать? Неожиданно Тропаревской инструктор предложил надеть парашют. Ее спросили: «Вы не боитесь?»

Нет, страха Надя не чувствовала. Было радостно и тревожно.

Как только самолет оторвался от земли, Надя глянула вниз. Она видела, как уплывали посадочные знаки, ангары, стоящие в стороне самолеты. Подумала; «С земли поднялась на самолете, а опущусь на землю сама». Иногда украдкой поглядывала на летчика. А он поймал ее взгляд в зеркале, которое прикреплено в пилотской кабине, и улыбнулся. Это ободрило девушку. Тропаревская посмотрела на высотомер: 800 метров. Самолет вышел на прямую, на заданный курс. Летчик убрал газ, мотор начал затихать. Раздалась команда:

— Приготовиться!

Тропаревская поднялась в кабине во весь рост, легко вылезла на плоскость.

Надя взялась правой рукой за кольцо парашюта.

— Пошел!

Девушка прыгнула в бездну. Первое ощущение было таким, будто ее подхватил и понес ветер. Дернула кольцо парашюта. Над ней открылся пестрый, яркий купол. Рев мотора сменила тишина. Земля была все ближе и ближе. Едва успела развернуться по ветру... и почувствовала толчок. Первый в жизни прыжок совершен!

В течение нескольких месяцев Тропаревская выполнила еще несколько десятков прыжков, занималась в областной школе инструкторов-парашютистов. Окончив ее, получила звание инструктора парашютного спорта второй категории. Теперь она уже выступала в роли учителя. И как гордилась, когда некоторые из ее воспитанников становились инструкторами, спортсменами-парашютистами.

В 1935—1938 годах Надежда Тропаревская закончила Всесоюзную школу инструкторов парашютного и самолетного спорта, стала инструктором первой категории. Она учила юношей и девушек, постоянно прыгала и сама. Не раз в те годы участвовала Надя в воздушных парадах, выступала на соревнованиях. Одной из первых среди женщин ей было присвоено звание мастера парашютного спорта...

Рассказывала Надежда нам обо всем этом, а мы словно видели разноцветье куполов над Тушинским аэродромом. Но вот прозвучал сигнал тревоги, и мы стремительно бросились к своим «ласточкам». И в бою мастер спорта Надежда Тропаревская снова показывала хладнокровие, выдержку, высокое летное мастерство.

...Стоял апрель 1944 года. Кругом бушевала весна. В один из дней, позавтракав, мы отдыхали перед очередными ночными полетами. Это было под Симферополем. Рано утром неожиданно шесть фашистских истребителей появились над нашим аэродромом. Была объявлена боевая тревога. Фашисты начали штурмовать наш аэродром. Мы вылетели на запасную точку бреющим полетом, чтобы спасти свои самолеты. Тропаревская взяла курс в заданное место. Гитлеровцы стали обстреливать ее самолет, но спускаться низко не решались, боясь врезаться в землю. У машины Тропаревской было перебито управление, появились повреждения в плоскостях и фюзеляже. Но летчица не растерялась. Умело маневрируя, ушла от преследуемого врага. А тут взлетели наши истребители, и в воздушном бою четыре фашистских самолета были сбиты.

Уже потом мы узнали, как трудно было Тропаревской. Поврежденный самолет она вела между ущельями, скрываясь от вражеских истребителей. За этот полет ей была объявлена благодарность, а вскоре она получила орден.

 

Меньше всего думала Надя о том, что тогда, в суровые годы войны, ей вновь придется стать инструктором-парашютистом. А получилось именно так. Все чаще стали думать в нашем коллективе о том, чтобы летчицы и штурманы уходили в бой с парашютами. Нередко становились мы свидетелями гибели подруг, которые не могли покинуть горящую машину. Ведь до осени 1944 года мы летали без парашюта. Только парашют мог спасти жизнь экипажу. Правда, на нашей маленькой машине он стеснял движения в полете, так как кабины летчика и штурмана очень тесны. Мы боялись, что уменьшится бомбовая нагрузка, ведь прибавлялось лишних 32 килограмма. Но инженеры и техники переоборудовали кабины наших По-2, и сразу же гвардии лейтенанта Надежду Тропаревскую назначили начальником парашютной службы. И снова учеба. Учеба между боями. Многие из наших девушек ранее не прыгали с парашютом и с ними необходимо было пройти теоретическую подготовку, каждой предстояло для ознакомления совершить несколько прыжков. Тропаревская всех однополчан научила пользоваться парашютом и многих вывозила сама на тренировочные прыжки. Кроме того, она проводила такую же работу в полках дивизии, которые летали на таких же самолетах, что и мы.

Парашют спас позже жизнь многим, в том числе и штурману эскадрильи Руфине Гашевой, впоследствии Герою Советского Союза. И за это она благодарила Тропаревскую: «Я обязана тебе жизнью. Спасибо за учебу. Когда настал критический момент, покинув машину, дернула за кольцо не сразу. Мимо меня пролетел неуправляемый горящий самолет, а потом я раскрыла парашют. Выполнила все, как ты меня учила. Приземлилась на нейтральной полосе. И вот видишь, жива». Я была свидетельницей этого разговора, когда Руфина прибыла в полк после этого трудного боевого вылета...

Но не ограничивалась Надежда Тропаревская лишь ролью учителя: она продолжала летать на боевые задания сама. В ноябре 1944 года экипаж Надежды Тропаревской—Татьяны Масленниковой получил задание бомбить вражеский аэродром. Подошли к цели. Темно, тихо. Девушки даже стали сомневаться — не сбились ли с курса? Бросили одну бомбу. Опять тихо. Экипаж сделал заход и сбросил вторую бомбу. Оставалось еще две. Сделали третий заход.

И вдруг со всех сторон к самолету потянулись щупальца прожекторов. Зенитные орудия и пулеметы открыли огонь. Маневрируя, летчица старалась вывести машину из зоны огня. Но самолет стало судорожно подбрасывать. В это время яркая трасса слева прошила нижнюю плоскость, перебила управление руля поворота, осколки разорвавшегося снаряда ранили Надю, пробили бензобак.

Штурман Таня Масленникова взялась за управление, но самолет плохо повиновался: педали были крепко придавлены обессиленной летчицей. Но вскоре Надя пришла в себя. Таня помогла командиру, и самолет со скольжением пошел вниз. Прожекторы потеряли По-2. Летчица вместе со штурманом с трудом вела изрешеченную машину.

Самолет удалось довести до расположения наших войск. Это был один из последних боевых вылетов гвардии старшего лейтенанта Надежды Тропаревской. А всего их у нее—513. За мужество и отвагу она награждена четырьмя орденами и многими медалями.

И вот пришла победа. Как и многие летчицы, Надя Тропаревская демобилизовалась. Стала испытывать парашюты, обучать парашютному спорту молодежь в Центральном аэроклубе СССР имени В. П. Чкалова. И снова, как и в юности,— тренировки, полеты, прыжки, соревнования, на которых Надежда занимала призовые места. В послевоенные годы она установила несколько мировых рекордов.

А как радовались мы, боевые подруги, когда Надежда Евгеньевна Тропаревская-Есионова завоевала титул чемпионки СССР по прыжкам на точность приземления и затяжным прыжкам и ей присвоили звание заслуженного мастера спорта! Что ж, я хорошо понимаю ее: небо — это на всю жизнь.

 

   
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz