Взлетают против ветра

Ночные ведьмы

  65-летию Победы

   

Ульяненко Нина

  Чечнева Марина

ВЗЛЕТАЮТ ПРОТИВ ВЕТРА...

Бережно уложив в сумочку новенький диплом об окончании пединститута, Нина Ульяненко прибыла в родные места.

В районном отделе народного образования она получила направление в новую Светлянскую среднюю школу. Назначена Нина была не учителем, а сразу директором. «Хватит ли у меня сил? — думалось ей.— Впрочем, когда-то ведь все начинают».

— Не знаю, получится ли у меня...— все же попробовала она возразить.

— Уверены, все будет в порядке — не боги горшки обжигают,— ответили ей в районо.

Приободренная этой старой, как мир, пословицей, Нина и вошла в новую школу. В классах просторно и светло. Парты блестят свежим лаком. Классные доски словно приглашают к себе.

Нина обошла все классы, зашла в учительскую, осмотрела кабинеты, актовый и физкультурный залы, заглянула даже в подсобные помещения.

— Хорошо?— спросила она сопровождавшую ее техничку тетю Нюру.

—Хорошо-то хорошо!..—неопределенно протянула та.

— А что плохо?— встревожилась Нина.

— Печи неладно складены, — немного помолчав, ответила женщина.— Сколько их не топи, а тепла не жди. На улице-то у нас большие морозы бывают. Придут в школу детишки, и обогреться негде. Разве это дело?

Так в июле 1957 года молодой директор школы впервые столкнулся с практическим вопросом, на который не было ответа ни в учебниках, ни в лекциях. Нина пошла в райком. Ей помогли.

1 сентября. Широкий двор школы заполнила детвора. Из окон казалось, будто внизу расстелили огромный кодер. Малыши-первоклассники пришли в школу с букетами цветов. Девочки еще робко жались к мамам и папам, а мальчуганы, проявляя самостоятельность, старались держаться подальше от родителей.

Дети выстроились на торжественную линейку. Раздался школьный звонок. Наступила торжественная тишина. Вперед вышла молодая женщина в строгом темном платье. Серьезное, умное лицо, гладко причесанные белокурые волосы, а на груди маленькая золотая звездочка.

— Герой Советского Союза!— будто ветер, пронесся по рядам восторженный шепот ребят.

 

В школе Нина Захаровна стала вести уроки истории в старших классах. Она умела увлечь ребят, рассказывала им много любопытного, водила на экскурсии и в походы,

Не раз ученики пытались расспрашивать свою учительницу о ее боевой молодости, но она всегда отмалчивалась. И вот у кого-то из ребят родилась мысль основать в школе уголок Боевой славы. Задумано—сделано. В Москву было отправлено письмо, и все с нетерпением стали ждать ответа. Через некоторое время пришел пакет.

Был назначен пионерский сбор. Вожатая Валя Аксенова, высокая, темноволосая девушка, торжественно сказала:

— Ребята, мы получили из Министерства обороны письмо. По нашей просьбе нам прислали выписку из личного дела Нины Захаровны. Сейчас я ее прочитаю.

Ребята притихли.

— Ульяненко Нина, 1923 года рождения...—начала читать вожатая,— является одной из активных участниц освобождения от немецких захватчиков Северного Кавказа, Таманского и Крымского полуостровов, Белоруссии и Польши, а также участницей боев в Германии. Обладает высокой техникой пилотирования. Умело маневрирует и выводит самолет из лучей прожекторов и из-под зенитного обстрела противника. Попадая в сложную боевую обстановку, как командир экипажа ведет себя исключительно смело, выдержанно и находчиво. За весь период боевой работы не имела потерь ориентировок, аварий и поломок. Эффективность бомбометания высокая.

— Сколько же раз Нина Захаровна вылетала на боевые задания?— спросила одна из учениц.

— Тут сказано, что Нина Ульяненко имела более 900 боевых вылетов, причем 400 вылетов она провела в качестве штурмана, а свыше 500 — будучи летчиком,— ответила вожатая.

— Ого! Вот это да!— послышались восхищенные голоса ребят.

Кто-то из детей предложил:

— Давайте попросим Нину Захаровну прийти на наш сбор и рассказать об участии в боях. Предложение всем понравилось...

 

— О чем же вам рассказать?— задумчиво спросила Нина Захаровна.

—А нам все интересно,—откликнулся кто-то из ребят.

Поднялся с места Витя Брагин.

— Нина Захаровна, ваш полк назывался Таманским. Расскажите, пожалуйста, о своем участии в боях на Таманском полуострове.

— Я тогда была еще совсем девчонкой, чуть постарше наших десятиклассников,—начала свой рассказ Нина Захаровна.—На Таманском полуострове есть такая коса — Чушка. Отступая в Крым, фашисты с этой косы пересаживались на корабли и катера. Нашему полку было приказано мешать эвакуации гитлеровцев в Крым, уничтожать их живую силу и технику. Видели вы когда-нибудь море ночью? Оно все серебрится в лунном свете. На светлом фоне очень хорошо видны корабли. Выбирай любую цель. Штурманом у меня была Оля Голубева, моя сверстница. Однажды мы с ней очень старательно выбрали цель и удачно отбомбились. Возникли пожары. Выполнив задание, взяли курс на свою базу. А погода испортилась. С моря поплыли облака. Пришлось вести машину над самой верхней их кромкой. Облака очень красивы, когда смотришь на них с земли, а вот лететь вблизи их—удовольствие маленькое; ориентироваться трудно. Следим за высотой, ведем самолет исключительно по приборам. Земли не видно. Решили пробивать облачность, чтобы узнать свое местонахождение. Я повела машину на снижение. Кругом «молоко». А это очень опасно; можно врезаться во что-нибудь. Высота уже около ста метров. И вдруг замелькали редкие огоньки — земля. Мы обе облегченно вздохнули...

— А когда вы получили вот этот орден?— спросил один из мальчиков, указывая на орден Отечественной войны.

— Это было уже в Польше. Разведка донесла, что на железнодорожной станции Ломжа много военных складов с боеприпасами и большое скопление вражеских эшелонов с войсками. Мы получили задание уничтожить их. Опять лечу с Олей Голубевой. Наш ориентир — река — еле видна сквозь дымку. Но штурман Голубева очень точно вывела самолет на цель. Где-то вверху, выше нас, стали шарить лучи прожекторов, рваться снаряды зениток. Не видя цели, попасть в самолет почти невозможно. Конечно, шальной снаряд может задеть машину, но это бывает редко, только при особом невезении. Прилетели мы на станцию, выбрали цель, сбросили бомбы. Цель была поражена. Всю ночь на станции полыхали пожары, взрывались боеприпасы. Огромный столб черного дыма, казалось, подпирал небо: горел бензин. Вот тогда мы и были представлены к правительственным наградам, — улыбнувшись, закончила Нина Захаровна. И добрым взглядом окинув ребят, добавила:

— Может быть, хватит? Вы, наверное, устали?

— Нет! Нет! Расскажите еще что-нибудь.

— Ладно, как-нибудь в другой раз...

 

Небольшая комната при школе. Настольная лампа освещает лицо директора, и видно, как оно недовольно хмурится.

«Нет, не удалось мне сегодня увлечь ребят своим рассказом»,— думает Нина Захаровна, просматривая свой военный дневник. Вот одна из первых записей:

«В ночь на 14 декабря 1942 года бомбила фашистов на разъезде Павловская. В результате наблюдались три сильных взрыва с очагами пожаре».

Всего две строчки дневника, а сколько за ними переживаний, мыслей, чувств! Как рассказать об этом. Как передать волнение, которое охватывало при перелете линии фронта, когда лучи прожекторов впивались в самолет, когда справа и слеза рвались снаряды.

Снова шелестят страницы дневника:

«В ночь на 6 марта 1943 года бомбила машины противника, движущиеся от пункта Славянская на Анастасьевскую. В результате точных бомбовых ударов наблюдались два сильных взрыва. Последующие экипажи подтвердили, что были уничтожены машины с боеприпасами».

«В ночь на 7 ноября 1943 года производила бомбометание по скоплению автомашин и живой силы противника в пункте Кезы. В результате точного бомбового удара возник сильный пожар со взрывом».

«Как же так? Воевать умела, а воспитывать на своем опыте не могу! Нужно суметь! Обязательно нужно»,— думала Нина Захаровна.

Ей вспомнилось, как после окончания войны она получила отпуск и поехала в родной Воткинск. После четырехлетней разлуки с огромной радостью встретилась в родных местах с матерью, близкими, друзьями.

— А не страшно было летать, да еще ночью, да под обстрелом зениток,— часто спрашивали Нину подруги.

— Что греха таить, конечно, бывало страшно,— отвечала она.— Но нужно было держать себя в руках... Мы дрались за Родину. А значит, трусить не имели права! Как бы мы тогда смотрели в глаза людям...

18 августа 1945 года радио донесло до нее радостную весть: Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР гвардии лейтенанту Нине Захаровне Ульяненко присваивалось звание Героя Советского Союза. Представлена к этому высокому званию она была еще во время войны. И вот теперь Указ...

 

Осенью 1945 года поезд увозил Нину из Германии на восток, на Родину. Она попрощалась с подругами, с боевым Знаменем полка. Ее ждала новая жизнь. Как-то она сложится?

На первых порах пожила у мамы. С детства привыкла во всех трудных случаях обращаться к ней. Потом переехала в Курск. Там закончила двухгодичную областную партийную школу. Там же ей была оказана большая честь и великое доверие: ее избрали депутатом Верховного Совета Российской Федерации.

Трудное это было время. Люди еще жили в землянках. Сердце сжималось у Нины, когда она видела детишек, не имевших возможности учиться: большинство школ в тех краях было сожжено гитлеровцами и еще не восстановлено. Нина решила посвятить себя одной из самых благородных профессий — воспитанию детей.

Только в 1955 году ей удалось настолько устроить свои дела, что она получила возможность перейти на дневное отделение педагогического института. И вот молодой педагог — уже директор Светлянской средней школы.

Первый выпускной вечер... Ее питомцы на пороге новой жизни. Она волнуется, очень волнуется...

— Будут трудности,— говорит Нина Захаровна ребятам,— не избегайте их. Идите им навстречу... Взлетают только против ветра...

   
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz