Сергеева Аня

Ночные ведьмы

  65-летию Победы

   

Сергеева Аня

 

 Техник  по вооружению   46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта. В Красной Армии с 1941 года. Освоила специальность вооруженца . В действующей армии с мая 1942 года.
Участвовала в битве за Кавказ, освобождении Кубани, Крыма и Белоруссии. Дошла до Германии
.

  Группа авиамехаников и вооруженцев полка. Сидят (слева направо): Валентина Пустовойтенко, Лидия Николаева, Анна Сергеева; стоят (слева направо): Евгения Павлова, Ася Пинчук, Полина Петкилева, Зинаида Вишнева, Мария Марина, Мария Логачева, Любовь Бутенко, Лидия Махова

 

Геленджик. 1943 год

 

 

...На смену жаркому лету пришла золотая, по-южному солнечная и теплая осень. Заканчивалась подготовка к решительному штурму Новороссийска. Для поддержки наземных войск и десанта морской пехоты командование решило использовать ночную легкобомбардировочную авиацию — полк «бочаровцев» в полном составе и восемь экипажей гвардейского женского полка под командованием Серафимы Амосовой.

В один из погожих сентябрьских дней группа Амосовой поднялась с нашего основного аэродрома и взяла курс на Геленджик. Двумя грузовыми машинами туда же выехали техники и «вооруженцы».

Мы провожали подруг и желали им боевых удач. Впервые разъединили нас на две группы, и оставшиеся беспокоились за улетавших. Погода, к сожалению, была ясная, только изредка по небу проплывали белые хлопья облаков.

Группа Амосовой благополучно прибыла к месту назначения и заняла свой «уголок» аэродрома рядом с полком Бочарова. Девчата осмотрелись: в таких условиях им еще не приходилось работать: на юго-восточной границе летного поля поднимались уступы гор, а на западе совсем близко было море.

Во взглядах летчиков-черноморцев, увидевших девчат, нетрудно было прочитать заинтересованность, удивление и откровенное сомнение: «Посмотрим, посмотрим, на что вы способны».

И посмотрите!.. Девчата получили задание, уточнили маршрут и стали готовиться к первой боевой ночи.

Как и всегда на юге, ночь наступила сразу, внезапно. Гребни волн подернулись пепельной дымкой. Было тепло, приятный, пахнущий зеленью и морем аромат был разлит вокруг.

Но девушкам было не до того. Им предстояло держать трудный экзамен в необычной обстановке. Неподалеку, к тому же с независимым видом прогуливались летчики-черноморцы.

«Ласточка» Амосовой первой вырулила на взлетную полосу и, перейдя на разбег, легко оторвалась от земли. Сделав круг над аэродромом и набрав необходимую высоту, самолет «перевалил» через окружающие Геленджик горы и взял курс к морю. Вдруг машина резко пошла вниз. Летчица никак не могла понять, в чем дело. Мотор исправен, тянет нормально, а вода неумолимо надвигается на самолет... У Амосовой перехватило дыхание. Волны были так близко, что экипаж увидел под плоскостями черный провал моря. В ту же минуту машина вздрогнула и так же внезапно, как стала резко снижаться, начала набирать высоту. Амосова облегченно откинулась на спинку сиденья. Обменявшись мнениями, штурман и летчица решили, что причина случившегося — каверзы южной природы. Неравномерно нагреваясь за день, горы, леса, море отдают тепло ночью также по-разному. Именно поэтому образуются восходящие и нисходящие потоки воздуха, при которых самолет резко теряет или набирает высоту.

«А как же другие девушки?» — с тревогой подумала Амосова.

Наутро, во время разбора ночных полетов выяснилось, что все экипажи попали в аналогичный переплет, но успешно выдержали единоборство со стихией.

Первые две ночи фашисты боялись демаскировать себя и не вели интенсивной стрельбы. Зато потом огонь стал очень сильным. Били с кораблей, с береговых батарей, из города. Казалось, небо вот-вот расколется от страшного грохота и поглотит маленькие По-2. Но группа Амосовой продолжала боевую работу.

Каждый полет длился час двадцать, час сорок минут. Как только самолет возвращался обратно, техники, заранее побеспокоившиеся об ужине, передавали его экипажу, а сами приступали к осмотру машины. В то же время «вооруженцы» подвешивали бомбы, а начальник оперативного отделения штаба Анна Еленина, забравшись на плоскость машины, записывала доклады о выполнении задания. Слаженность работы экипажей и наземных специалистов была полной. Три-четыре минуты уходило на заправку, и самолеты снова брали курс на Новороссийск.

Не обошлось и без казусов. Наши девушки-»вооруженцы» и «вооруженцы»-»бочаровцы» брали боеприпасы из одного склада. Как-то раз бомб не хватило. Их осталось всего несколько десятков, это грозило перерывом в полетах, а люди рвались в бой. Приходят на склад боеприпасов «бочаровцы» и видят такую картину: сидит наша Аня Сергеева, обхватила бомбы руками и грозно смотрит на вошедших. Ребята попытались обойти ее, но не тут-то было. Аня вскочила и, сжав кулаки, закричала: «Не подходите! Не дам!». «Бочаровцы» вынуждены были ретироваться.

Утром о случившемся узнала Амосова и вызвала Сергееву:

— Что это вы не поделили с «братцами?» — Голос заместителя командира полка был строгий, а глаза смеялись.

— Не могла, товарищ капитан, при всем уважении к ним поступить иначе... Наши меня бы живьем съели, если бы уступила. А теперь мы обогнали бочаровцев, сделали больше вылетов за ночь.

Амосова, конечно, понимала Аню, да и «братцы» не очень обижались. Это было хорошее соревнование.

Увидев работу наших девушек, изменили свое отношение к ним хозяева-черноморцы. Сначала, настроенные скептически, они сочинили ехидные частушки про «бабий полк», но вскоре частушек не стало слышно. Девчатам начали преподносить букеты, а был даже случай, когда «братцы» «подарили» бомбы женским экипажам, оказавшимся к концу одной из боевых ночей без боеприпасов. И не просто «подарили», но и собственноручно, пожертвовав сном, притащили бомбы к самолетам...

 

 

   
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz