ЖЕНЩИНА - КОМАНДИР ЭСКАДРИЛЬИ
В большие праздники Мария Васильевна, невысокого роста, миловидная женщина, приходит на торжества с полным набором почетных регалий. Любой из участников войны может ей позавидовать. Вместе с орденом Ленина и Золотой Звездой Героя Советского Союза сияют и три ордена Красного Знамени, и орден Александра Невского, и орден Красной Звезды, и многие медали. Такие высокие награды вручались отважным из отважных, за выдающиеся боевые подвиги. И Мария Смирнова была в их числе.
Как случилось, что хрупкая деревенская девушка, сельская учительница стала высококвалифицированной летчицей, страстной мстительницей, прославленным командиром грозной авиационной эскадрильи? Сама она считает, что ничего особенного в этом нет. Жизнь сложилась так, что все произошло довольно просто и обыденно. Мария работала в глухой деревенской школе. Много читала, слушала радию. Она полюбила сильных героев: Чапаев, Чкалов, челюскинцы... Сначала тихие мечты переросли в жгучее желание летать, быть сильной, покорять пространства. Когда семья переехала в Калинин, Маша, отработав свой срок, уехала к родителям. Она поступила в аэроклуб. Днем работала в детском садике, а потом бежала на занятия в аэроклуб. То были очень трудные месяцы. На восемнадцатилетнюю девушку, нежную, мечтательную, инструкторы поглядывали с сомнением. Она была начитанной, но здесь нужны практические навыки и знание точных наук. И Маша, вернувшись домой, урывая часы у ночи, сидела за учебниками математики, физики, специальных дисциплин. Потом она поднялась в небо, управляла самолетам, и этот день запомнился как самый радостный в ее жизни.
Война позвала ее в боевой строй. 7 ноября 1941 года Маша Смирнова вместе со своей подругой Катей Пискаревой, попросившись на фронт добровольцами, приехали в один из городов на Волге, где формировался женский авиационный полк. Они впервые увидели командира полка, известную всей стране Марину Михайловну Раскову, Героя Советского Союза, стройную красивую женщину в военной форме, с двумя орденами Ленина на груди. Девушки-новобранцы смотрели на нее заворожено и были готовы исполнять все ее приказания. Полк вооружили самолетами По-2 и отправили на фронт.
...Первый вылет. Первая боевая ночь. Мария Васильевна вспоминает:
"На выполнение задания вылетела я со штурманом Наташей Меклин. Наш аэродром представлял простую полевую площадку. Старт обозначался тремя замаскированными фонарями "летучая мышь", они открывались только при взлете и посадке самолета. Взлет разрешался включением карманного фонарика. Мы получили боевое задание бомбить одну из железнодорожных станций, чтобы не дать возможности немцам подтягивать подкрепления к линии фронта. Летели на высоте 1200 метров. Ночь была темная. В населенных пунктах, на станциях, аэродромах — нигде ни огонька, все замаскировано. Трудно различать главные ориентиры: реки, населенные пункты, дороги. Пройдя линию фронта, которая обозначалась вспышками орудийных выстрелов и горящих ракет, мы правильно отбомбились и взяли курс на свой аэродром. Небо закрылось облаками. На оккупированной немцами территории видны алые, точки пожаров. Во многих местах одновременно зажигаются по нескольку прожекторов — ищут советский самолет, стреляют зенитки. Но все опасности остаются позади".
От полета к полету крепло ее мастерство. В 1943 году командир женского бомбардировочного полка Бершанская доверила испытанному пилоту капитану Смирновой командовать эскадрильей. У нее в подчинении были такие же девушки, как и она. Они выносили на своих плечах всю тяжесть фронтового быта, опасности и лишения. Немцы называли их ночными ведьмами. Их "кукурузники" взлетали ночью с маленьких аэродромов, расположенных в прифронтовых лесах. Приходилось взлетать и с узенькой, длиною в 200 метров дорожки, сколоченной из досок на зыбкой болотистой почве.. Девчонки-вооруженцы, техники, по колено, увязая в грязи, страховали машины — поддерживали с двух сторон плоскости самолетов. По такой же грязи таскали на себе бомбы, подвешивали их к боевым машинам. Преодолевая непогоду, зенитный огонь врага, женщины-пилоты находили в ночи цели и, появляясь внезапно, сбрасывали бомбы с малых высот.
Мария летала больше всех, показывая пример мужества и неутомимости. Она внушала своим подчиненным: "В выполнении боевого задания нет тяжелых положений, есть только слабая подготовка пилота. Из любого затруднения найдешь выход, если в совершенстве владеешь машиной и не теряешь самообладания".
Ее слова не расходились с делом. В ночь на 24 февраля 1943 года Смирнова произвела успешное бомбометание по скоплению войск противника и переправе у поселков Петровское и Красный Октябрь. Умело маневрируя в зоне вражеского заградительного огня, она обнаружила зенитную точку и уничтожила ее. В ту же ночь при повторном вылете ее По-2 обстреляли из крупнокалиберного зенитного пулемета. Поврежденный мотор самолета "забарахлил". Но Мария и не подумала уйти от цели. С трудом управляя машиной, она точно сбросила бомбы на вражеские позиции и только после этого дотянула самолет до своего аэродрома.
Свои опасные вылеты в стан врага, обучение личного состава летным навыкам женщина-комэск считала не героизмом, а тяжелой, необходимой фронтовой работой, нужной в данный момент Отечеству. Матери Маша писала: "Дел у меня, мама, много, и дела нелегкие, но я себя чувствую превосходно. Радуюсь, что я не одна, а со мной вместе сражаются за Родину и мои братья. Крепись, мама, не горюй. Разгромим проклятого Гитлера, и тогда все соберемся за нашим семейным столом. Благодарю, родная, за твои бессонные заботы и неугомонные хлопоты".
От братьев она изредка получала весточки. Они сражались на других фронтах. Петр, как и она, служил в авиации, а Алексей и Александр — в пехоте. Сестрой они гордились и удивлялись ее выносливости и храбрости.
Удивляться было чему. 46-й гвардейский ночной бомбардировочный женский полк, участвуя в освобождении Северного Кавказа, Таманского и Крымского полуостровов, в трудных условиях совершил 25 тысяч боевых вылетов, нанес огромный урон противнику. Полк назвали Таманским. Его наградили орденами Красного Знамени и Суворова III степени. Двадцати трем летчицам полка присвоено звание Героя Советского Союза, в том числе Марии Васильевне Смирновой.
Из 25 тысяч боевых вылетов на долю эскадрильи Смирновой приходится 10 тысяч вылетов, а сама она 940 раз поднималась в ночь на боевые задания. Часто случалось так, что ей поручались самые трудные дела. Ей верили. На нее надеялись и знали, что капитан Смирнова не подведет. Об одном из своих трудных полетов во время освобождения Крыма Мария Васильевна вспоминает:
"Ночью я вылетела на цель. Погода была хорошая. Нормально отбомбилась. Но, когда развернулась, чтобы взять курс на свой аэродром, увидела, что с Черного моря быстро надвигается низкая облачность. Я стремительно начала снижаться, чтобы уйти из-под наступающей облачности. Но не успела. Облака закрыли от меня землю. Когда пробилась через них, увидела вокруг себя одну воду — меня отнесло далеко в Азовское море. Был сильный штормовой ветер. Наш маленький легкий самолет По-2, как перышко, бросало из стороны в сторону — то кинет вверх метров на пятьдесят, то бросит с силой вниз, к самой воде, и я слышала, как бушует, злится море. Целый час вот так болтало наш самолет в кромешной темноте, а когда я, наконец, увидела еле заметную линию берега, еще целый час болтались в воздухе, рискуя погибнуть,— сила ветра была чуть меньше скорости нашего самолета, и он не давал нам пробиться к земле. Но мы долетели".
Не было случая, чтобы комэск Смирнова не долетела, не выполнила задания. В одной из армейских газет о ней писалось:
Фриц обезумел от страданья,
Он ходит нынче сам не свой:
Одно небесное создание
Его нарушило покой —
Лишает Фрица сна ночного
Неуловимая Смирнова.
Настанет ночь — летит опять
И не дает фашистам спать,
Поднимет их, задаст им встряску,
Разбудит фрицев, а тогда
Своей увесистой фугаской
Уснуть заставит навсегда.
...Окончилась Великая Отечественная война, самая тяжелая и разрушительная из всех войн. На ее фронтах сражались, несли все тяготы походной жизни 600 тысяч женщин. Одна из них — Мария Васильевна Смирнова, находившаяся в первых рядах воинов, прославившаяся на всю страну как храбрый боец, талантливый командир.
В мирное время бывшая сельская учительница стала партийным работником, а потом много лет работала на камвольном комбинате в Калинине. Всегда спокойная, добрая, внимательная к людям, Мария Васильевна неустанно призывает всех, с кем общается, работать с полной отдачей сил, творческим трудом крепить Родину. В этом она видит залог мира на земле.
Знаменитая летчица вышла на пенсию. А между тем дел у нее не убавилось. Являясь председателем областного совета ветеранов партии, комсомола, войны и труда, Мария Васильевна по-прежнему среди людей. Она отдает все свои силы патриотическому воспитанию трудящихся.
Родилась в 1920г. в д. Воробьеве Лихославльского района. Карелка. Окончила Лихославльское педучилище, работала учительницей в д.Полюжье. Окончила Калининский аэроклуб, работала в нем летчиком-инструктором. На фронте с мая 1942г. Летчик, командир эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка. После войны окончила Тамбовскую областную партийную школу, работала инструктором Калининского обкома КПСС, начальником отдела кадров камвольного комбината. Персональный пенсионер. Живет в г. Калинине.
Звание Героя Советского Союза М.В.Смирновой присвоено 26 октября 1944г.