Фотографии В. Белик
Ракипов Ш."О чем грустят кипарисы"
Литвинова Л. "Летят сквозь годы"
Кравцова Н."От заката до рассвета"
Голубева -Терес О. "Страницы летной книжки"
"Героини"
В имении «Тик-так» (О.Голубева)
Весна 1943 года. Ахтанизовская
Вспоминает Л. Розанова:
"Это было ранней весной 1943 года. Стояла непролазная грязь. Все дороги развезло. Ни одна машина не могла тронуться с места. На фронте наступило затишье. Ни танки, ни артиллерия, ни авиация как с нашей стороны, так и со стороны противника не действовали.
На полевом аэродроме у станции Джерелиевская — огромные лужи. Самолеты укрыты и стоят около домов местных жителей. Только к ночи, когда морозец немного скует землю, самолеты выруливают на аэродром. Для работы нужны бензин и масло. Подвезти не на чем — все автомашины стоят. Кроме того, кончались продукты. Положение, прямо сказать, тяжелое. Даже настроение стало портиться.
Вызывает нас командир полка и дает задание вылететь в Кропоткино, получить муку, сахар, соль и крупу, бомбы и бензин и все это привезти на свой аэродром.
С января я была назначена командиром звена и летала теперь не штурманом, а летчиком. Проверив готовность своего звена, я вылетела вслед за другими экипажами. Мне пришлось возить бензин. На крыло у самой кабины подвязывали по три канистры, каждая по двадцать килограммов, в заднюю кабину устанавливали еще четыре. За день каждый из нас делал по три рейса. А с наступлением темноты мы были готовы к боевым полетам.
Вылетели мы как-то со штурманом Верой Белик на бомбежку станицы Славянской. В полете часто летчик передавал управление штурману, так как каждый штурман хотел научиться [145] управлять самолетом, да это было и необходимо, например в случае ранения летчика. И как-то повелось, что полет до цели ведет летчик, а обратно — штурман. Да это и понятно, ведь иногда приходилось за ночь делать по восемь-десять и даже двенадцать вылетов! При таком напряжении летчики переутомлялись и, случалось, что просто засыпали в воздухе. И поэтому радовались, когда штурманы научились водить самолеты: можно по очереди поспать. Были случаи, когда засыпали одновременно и летчик и штурман. Очнешься, бывало, и понять не можешь, где ты и что с тобой.
Так случилось и с нами в эту ночь. Едва мы взлетели, как я почувствовала, что меня после дневной напряженной работы сильно клонит в сон. Вера Белик была опытным штурманом и летчиком, ей вполне можно было доверить управление.
— Вера, поведешь? — спросила я. — А я подремлю немножко. Разбудишь, когда будем подходить.
Вера согласилась. Я тут же заснула и, как мне показалось, вздремнула всего одну минутку. Вдруг слышу:
— Лора, проснись, подходим!
Я протерла глаза, взяла управление и никак не могу понять, где я.
— Где мы?
— Славянская перед нами. Подходим!
Смотрю — и ничего не вижу. Ночь темная, облачная, на небе ни одной звездочки, видимость очень плохая. Включились прожекторы. Яркий луч сразу ослепил меня. И я, вместо того чтобы сейчас же перевести взгляд на приборы, продолжаю смотреть по сторонам и на землю. Кругом огненные шары — это рвутся снаряды, и я от неожиданности, спросонья растерялась. Совершенно машинально отжала штурвал и стала пикировать, а затем вошла в глубокую спираль. Все еще не глядя на приборы, я таращилась куда-то на землю и вдруг увидела, как снизу, из-под правой плоскости, прямо на меня направляется зажженная фара. Решила, что это ночной истребитель. Переложила самолет в левый разворот и вижу: слева сверху летит второй истребитель. Тут я не выдержала:
— Вера, беда, истребители, видишь?
— Где истребители? Тебе померещилось! Да проснись же ты, наконец! Ты спишь, что ли? Посмотри, скорость сто восемьдесят километров!
Я все еще ничего не могла понять.
— Скорость, скорость, Лорка! — яростно закричала Вера.
Наконец я опомнилась. На приборах ничего не вижу. В глазах круги, бабочки и никаких цифр. До боли сжимаю веки, тру их рукой. Открою — и снова ничего не вижу. А Вера все кричит: [146]
— Скорость, скорость! Держи самолет!
Вдруг я почувствовала, что Вера взялась за управление. Постепенно начинаю различать приборы. В ушах свист, высота уже 500 метров. Значит, мы падаем уже тысячу метров. Не мигая, впиваюсь в приборы и начинаю выравнивать машину. Только на высоте 200 метров мне удалось, наконец, выйти в горизонтальный полет.
Вера давно уже сбросила бомбы. Вражеские зенитчики, наблюдая наше беспорядочное падение, очевидно, решили, что мы сбиты, ослабили огонь. Но когда они увидели, что самолет выровнялся, снова обрушили на нас шквал огня... Затем наступила кромешная тьма и еще более страшная тишина. Я перестала даже слышать работу мотора. Винт вращается, а гула не слышно. Руки и ноги дрожат, зубы выстукивают какую-то противную дробь, не чувствую ни педалей, ни ручки. Вдруг слышу ласковый голос Веры:
— Лорочка, ты жива? Не ранена?
Этот голос как бы отрезвил меня. Я сразу успокоилась, дрожь пропала.
— Я жива, Вера. А ты как? Напугала я тебя, да? Я ведь прожекторы приняла за фары истребителя. Чуть не натворила беды...
— Мы еще хорошо отделались — видно, в сорочке родились, — а то сейчас бы попали к фрицам на ужин. Небось они уже ждали нас... — И голос Веры дрогнул.
— Ничего, Вера, мы еще им покажем, где раки зимуют!.. Но летать в ту ночь нам больше не пришлось: самолет требовал ремонта — очень много было в нем пробоин.:
1944 год. Польша
Вспоминает Р. Аронова:
Отгремели жаркие летние бои в Белоруссии. У нас в планшетах лежала карта Польши. Пролетая над западной границей Советского Союза, мы с Полиной Гельман троекратно прокричали «ура!». Война ушла с нашей земли. Но фашизм не уничтожен. И мы, легкокрылая гвардия, должны помочь нашей армии-освободительнице довести войну до победного конца.
Сколько еще будем платить мы за эту долгожданную победу? Смерть опять забрела в наш полк и унесла две жизни.
В одну из августовских ночей экипаж Тани Макаровой и Веры Белик возвращался с задания из района Остроленки. Они уже перелетели линию фронта, когда черным коршуном свалился на них вражеский истребитель и резанул пушечным огнем. В небе вспыхнул яркий факел.
— Смотри и запомни: вот так горят самолеты! — с болью сказала я штурману Ане Волосюк, которую вывозила в ее первый ознакомительный боевой вылет.
Штурман-новичок оторвала взгляд от огромной пробоины в нижней плоскости нашего самолета,
— Это кто же? Неужели?.. Они вылетали впереди нас.
Я понимала, какое смятение творилось в ее душе. Ведь по первоначальному плану Волосюк должна была лететь с Макаровой, но Таня и Вера, две неразлучные подруги, попросили не разбивать их экипаж в ту ночь.
Обгоревшие тела девушек привезли в полк. Их опознали только по орденам. А на другой день рядом с нашим домом в поместье Курово появилась свежая могила.
Не вернулись подруги с войны. Их прах покоится теперь в польской земле, на кладбище советских воинов в городе Остроленка. Но их посмертная слава вернулась на Родину. В Керчи есть большое, светлое здание, у входа надпись: «Школа № 17 имени Героя Советского Союза Веры Белик». А в Москве одна из улиц названа именем Героя Советского Союза Тани Макаровой.
1965 год. Керчь
Р.Аронова:
...До войны жила в Керчи девочка Вера Белик. Ходила в школу на улице Войкова. Теперь дети с этой улицы учатся в большом светлом здании, при входе в которое написано:
«Керченская школа №17 имени Героя Советского Союза Веры Белик».
Мы пришли сюда ради встречи с тобой, Вера. Вот и довелось нам вновь повидаться. Ровно двадцать лет назад полк прощался с двумя подругами. Под звуки ритуального салюта падали цветы на могилу... С именем твоей летчицы мы теперь встречаемся в Москве на улице Татьяны Макаровой. А с тобой впервые после войны встретились. Помнится, ты мечтала стать преподавателем, учить детей. Видам, что твоя мечта сбылась — ты учишь их всей своей жизнью. Ведь каждый ученик твоей школы знает, что Вера Белик добровольно из московского пединститута пошла на фронт, летала штурманом на ночном бомбардировщике, сделала 813 боевых вылетов. Знает, что ты погибла от пуль вражеского истребителя, сгорела в небе Польши. Знает, что ты была смелой, любила Родину... Д ведь может, Вера, случиться так, что ученик, который сидит теперь за твоей партой, полетит когда-нибудь на ракете к другим мирам и в долгие часы одиночества будет вспоминать родную Землю, где есть город Керчь и школа, высоко на фронтоне которой высечено в камне твое имя. Может, и ракета будет называться «Вера Белик»...
— Хорошо, когда человек оставляет свое имя людям,— задумчиво глядя на школу, говорит Руфа.
— Хорошо, когда люди не забывают имен достойных,— дополняю ее мысль.
Отъезжая, помахали школе, как живому человеку. До свиданья, Вера! Продолжай учить своих юных земляков. А мы едем дальше — сама знаешь, какой впереди еще большой путь у нашего полка.