Энгельс . 1941-42
Инженер по вооружению Надежда Александровна Стрелкова, прибывшая в полк в первые дни боевой учебы, полюбила молодых вооруженцев Все быстрее и успешнее усваивали они свои ответственные обязанности, не щадя ни времени, ни сил.
Бывали, конечно, оплошности, неудачи. Когда вначале девушки тренировались в подвеске тренировочных цементных бомб, они часто садились на них отдыхать. За это их критиковали на собрании, высмеяли в стенной газете. Девушки запомнили урок.
С боевыми бомбами они обращались уже осторожно. Обучаясь подвешивать их в темноте, вооруженцы старались не пускать в ход карманных фонариков, проверяя руками, правильно ли подвешена бомба, крепко ли закрыт замок. Саша Хорошилова, чтобы не ошибиться, подвешивала бомбы голыми руками в самые лютые морозы, только в редких случаях надевая перчатки. Она шутила:
— Руки у меня особые — холода не боятся!
В расположенных рядом авиационных частях также шла подготовка вооруженцев. Когда дело дошло до последних зачетов, девушки показали более высокие знания, чем мужчины.
— Мы не хотели осрамиться, — вспоминает Зина Вишнева. — Мы рассуждали так: раз добились того, что взяли нас в армию, стало быть, надо быть не только наравне с мужчинами, а перегнать их, работать лучше, чем они!
Успешно овладевали новым делом Маша Логачева, Маша Марина, Лида Гогина, Лида Николаева, Таня Масленникова, Надя Студилина. Гордясь своей специальностью, они говорили:
— На земле работать хорошо сможет не каждый — тут только смотри да смотри!
Но некоторые из них, все же вздыхая, смотрели, как самолеты взмывают в небо, мечтая о том, чтобы и самим летать. И впоследствии многие добились этого.
Лето 1942 года. Кубань
Р. Аронова:
В трудных условиях приходилось нашему полку накапливать боевой опыт. Частые перелеты, смена аэродромов (за один июль 1942 года — восемь раз), беспрестанное изменение линии фронта. Мы учились воевать, отступая. И все-таки женский полк быстро встал на равную ногу с другими полками дивизии. Даже в самые короткие летние ночи каждый экипаж успевал делать по четыре-пять боевых вылетов.
Дважды полку приходилось ночью сниматься по тревоге и уклоняться из-под танкового удара. Последние самолеты взлетали, когда вражеские машины подходили к аэродрому. Особенно неприятное воспоминание осталось у меня от второго случая.
Мы с Катей Пискаревой пришли с задания, и я, как делали многие штурманы, еще на рулежке закричала:
— Вооруженцы, бомбы!
Но подошла командир полка и отрывисто проговорила:
— Немцы подходят к аэродрому. Немедленно летите в пункт Н. Его на ваших картах нет. Он километрах в пятнадцати за обрезом карты. Курс сто двадцать. Аронова, с тобой в кабине полетит инженер Стрелкова. Все ясно?
— Ясно, товарищ майор!
Ко мне в кабину забирается Надежда Александровна Стрелкова — женщина солидной комплекции, — я любезно уступаю ей место, а сама устраиваюсь на ручке сиденья: железном прутике толщиной в палец. Моя голова возвышается теперь над защитным плексигласовым козырьком кабины и предоставлена всем встречным ветрам. Ладно, не до комфорта!
Вскоре после взлета начался дождь. Жесткие струи хлестали мне в лицо, по очкам бежала вода, я не видела ни земли, ни карты, ни приборов. Поэтому, когда минут через 30—40 мы вышли из полосы дождя, я совершенно не представляла, где мы летим.
Начало светать. Катя поворачивается, смотрит вопрошающе. Я неопределенно машу рукой вперед — лети, мол, дальше. Проходит еще немного времени. Рассвело. Но на душе у меня темная ночь. Катя опять смотрит на меня. Я делаю вид, что не понимаю ее взгляда.
— Где летим? — кричит она.
— Не имею понятия...
Мои слова — как гром среди ясного неба. Как?! Больше часа летели неизвестно куда? Может быть, к немцам? При нынешней неясной обстановке... А горючее уже на исходе!
Летчица принимает решение: сесть около хуторка и выяснить обстановку. Приземляемся на лугу, Катя не выключает мотор, а я с пистолетом в руке (за спиной) иду к стоящему неподалеку человеку. Его седая борода обрадовала меня — не немец! Быстро уточняю все вопросы.
— Немцев здесь нет, дочка,— говорит дед,— а деревня Н. в двадцати верстах вон в ту сторону!
Прикидываю в уме курс и, поблагодарив, бегу к самолету.
Летим минут пятнадцать с дедушкиным курсом. Должен уже показаться этот злосчастный пункт Н., а его все нет. Пискарева поворачивает ко мне злое лицо, тычет пальцем в бензиномер — стрелка у нуля. Я растерянно развожу руками... Навстречу ползет огромная грозовая туча. Пролетаем почти бреющим над каким-то поселком, на окраине замечаем самолет-истребитель со звездами.
— Сядем здесь, — говорит Катя.
«Ну, будет мне сейчас разнос!..» — совсем упав духом, полагаю я. Несмотря на смягчающие обстоятельства, вина лежит в первую очередь на штурмане. Так безнадежно потерять ориентировку!
К нам подходит летчик-потребитель. Катя обращается:
— Товарищ лейтенант, скажите... Но вдруг оборвала на полуслове и радостно воскликнула:
— Миша!!
— Катя?!
Это был ее знакомый по аэроклубу.
Я облегченно вздохнула...
Через полчаса грозовая туча прошла стороной, и мы, распрощавшись с истребителем, взлетели. Оказывается, наш пункт был рядом.
Сентябрь 1942 года. Ассиновская
Р.Аронова:
В ту ночь мы бомбили вражеские позиции с возгласами: «За Грозный!» Из самолета, едва успевшего приземлиться, слышался требовательный голос; «Бомбы!» И девушки-вооруженцы не заставляли себя ждать. Пока самолет заправляли бензином и штурман бежала на КП с докладом, они за несколько коротких минут успевали снарядить самолет.
Мы с Катей Пискаревой только что возвратились со второго боевого вылета. К самолету подошла Стрелкова, инженер по вооружению, и, видя, что мы спешим, скороговоркой зачастила:
— Аронова, возьми в кабину десяток немецких «зажигалок». Они небольшие, по килограмму всего. Перед тем как бросить бомбочку за борт, сними вот этот колпачок с носика. Поняла?
— Поняла, давайте ваши «зажигалки».
Я кое-как сложила бомбочки на пол кабины, а Стрелкова побежала к другому самолету. Трофейные «зажигалки», пли «электронки», были новинкой, и она спешила объяснить всем штурманам, как с ними обращаться.
Бензозаправщик что-то замешкался и не подъезжал к нашему самолету. Я решила воспользоваться свободными минутами, чтобы устроить «зажигалки» в кабине поудобнее. «Чего они будут мешаться у меня под ногами? Положу-ка их на сиденье, — подумала я. — Десять штук. Перед тем как бросить за борт, снять колпачок... Сколько же лишнего времени придется кружиться над целью? Сниму колпачки сейчас, а потом буду бросать сразу по три-четыре штуки».
Сказано — сделано. Поснимала колпачки, уложила оголенные бомбы на сиденье и, довольная, уселась на них.
Когда мы вернулись домой, первой, кто подошел к самолету, была Стрелкова. Она поинтересовалась, как я справилась с «зажигалками» и какой от них был эффект. Не без некоторой гордости я рассказала ей о своей рационализации.
— Боже мой!.. — Она всплеснула руками. — Это просто чудо, что вы остались живы! Ведь ты оголила чувствительные мембраны, и достаточно было слабого удара, даже нажима, чтобы бомба загорелась под тобой! Как же ты не сообразила?!
— Как-то не подумала о технике безопасности... — в растерянности пробормотала я, а у самой холодный пот выступил на лбу, когда представила себе, как взрываются подо мной бомбы, как весь самолет охватывает пламя.