М.Чечнева
МАСТЕР СВОЕГО ДЕЛА
Она появилась в нашем полку весной 1944 года. Появилась необычно: знакомый летчик забросил ее к нам на недельку «погостить». Странным показалось это поначалу: кругом война, рвутся бомбы, девчата день и ночь летают, а тут — гости. Мы и встретили Аню настороженно, недоверчиво, хотя она сразу произвела на всех самое приятное впечатление. Светлоглазая, светловолосая, эта девушка словно притягивала к себе. Была в ней какая-то милая простота, застенчивость и веяло от нее мирным временем, домом. Тут же выяснилось, что в нашем полку у нее подружка — Тоня Калинкина, техник (она обслуживала самолет командира полка Е. Д. Бершанской).
От Тони мы и узнали, что Аня напросилась в гости не случайно. Она давно добивалась перевода в наш полк, да все не выходило, А теперь ей разрешили погостить у нас после тяжелой болезни.
К тому времени у нее был уже большой боевой опыт и награда — медаль «За боевые заслуги», которую она получила в 1943 году.
Тогда Аня Столбикова служила в 105-м гвардейском полку. Эта часть работала по связи с партизанами, а базировалась недалеко от нас. Летали они тоже на По-2. Аня хотя и была техником, но поднималась в воздух вместе с летчиком. В одном из полетов простудилась и заболела воспалением легких, пришлось лечь в медсанбат. Когда ее пришел навестить инженер полка и спросил, как она хотела бы отдохнуть после болезни, Аня рассказала о своей мечте. Так она и попала в гости в женский полк ночных бомбардировщиков.
Аня сразу полюбила наш полк, наших девчат, наши самолеты, даже наши землянки. Ей все у нас нравилось: и то, что живем единой семьей, и что землянки у нас украшены вышивками, и что девушки ходят подтянутые, в ладно подогнанных гимнастерках.
Потом уже, когда Аня перевелась к нам совсем, то четыре раза получала наряд вне очереди за неполадки в обмундировании. Девчата посмеивались над ней: «В своем полку ты одна была, мужчины тебя и в таком виде любили, а у нас так не выйдет». Это были, конечно, шутки, но наши летчицы, штурманы, техники, «вооруженцы» действительно выглядели молодцевато, сами все подгоняли на себя.
...Аня Столбикова оказалась не просто высококвалифицированным специалистом. К технике у нее был талант, а самолеты стали ее призванием, ее страстью.
И это казалось мне удивительным! Откуда бы? Родилась и выросла Аня в селе Ваправино, Горьковской области. В ту пору деревня была еще темной в буквальном смысле — ни света, ни радио. Может быть, увиденный в соседнем большом селе трактор внушил ей душевный трепет? Во всяком случае, еле дождавшись окончания семилетки, Аня буквально бросилась на строительство Горьковского автозавода. Там окончательно и приворожили ее машины — работала она в механосборочном цехе. В 1934 году решила поступить в авиашколу Гражданского воздушного флота на отделение техников. Такая школа находилась неподалеку, в Балашове. Занималась Аня с увлечением, с жадностью. Там подружились они с Тоней Калинкиной, которая, я думаю, сыграла не последнюю роль в переводе подружки в наш полк. После окончания школы Аню послали преподавать в Батайскую авиашколу. Было это в 1938 году. В ту пору по всей стране организовывались спецотряды Гражданского воздушного флота. В один из таких отрядов, приблизительно через год, и назначили Аню Столбикову. Отряд базировался недалеко от Горьковского автозавода и летал по всей Горьковской области. В самом начале войны спецотряд, в котором служила Аня, был мобилизован и отправлен в Москву, а оттуда почти сразу переведен на Калининский фронт.
На Калининском фронте Столбиковой довелось вывозить раненых прямо с передовой. Страшно было вначале. Фанерную, незащищенную машину могло снести даже взрывной волной, ведь садиться приходилось прямо на поле боя. Но ничего, привыкла.
С Калининского фронта отряд перебросили в Прибалтику. Как раз в это время Марина Раскова приступила к формированию женской авиачасти, и почти всех девушек отряда отправили в ее распоряжение. Уехали задушевные Анины подружки Тоня Калинкина, Валерия Булычева и другие. Девушка плакала, провожая их, но война есть война. Почти сразу после расформирования отряда Столбикову направили в 5-й гвардейский полк. Летали к партизанам, в тыл врага, возили оружие, продукты, почту. Теперь уже Аня чувствовала себя в воздухе уверенно, в главное — вдохновляла радость, с которой летчиков встречали партизаны. Эта радость заставляла забывать об усталости, о себе, об опасности. И все же в редкие минуты отдыха просыпалась тоска по дому, по подружкам... А тут еще узнала, что по соседству базируется женский авиаполк, и так потянуло к Тоне, к женскому коллективу!
Девчата пробовали отговорить Аню от перехода в наш полк. Им казалось, что у нас ей будет трудно с непривычки: живем мы в землянках, а частенько и просто под открытым небом, работаем день и ночь без устали, в полку ни одного мужчины, так что помощи ждать не от кого. А Аня, прямо скажу, в этом смысле была избалована. Но девушку ничто не пугало. И вскоре после своего визита она перевелась к нам на постоянную службу.
Все опасения оказались напрасными: Аня имела прекрасную подготовку, и техником она была замечательным. Я сама летала полгода на машине, которую готовила к полетам Аня, и ни разу она меня не подвела.
В самолет я садилась всегда со спокойной душой, знала, что все будет в порядке, а такая уверенность, как известно, играет в полете первостепенную роль!
В полку Аня сразу стала всеобщей любимицей. Всех нас подкупала ее готовность в любую минуту прийти на помощь. Трудно было даже представить, как она успевала не только следить за машинами своего звена, но и постоянно помогать другим. Если у кого случались какие-нибудь неполадки, Аня мгновенно оказывалась рядом, звать ее никогда не приходилось. И при всем том она еще находила время помогать старшему технику нашей эскадрильи Марии Щелкановой готовить новых техников. Мы просто поражались, откуда у нее, такой незаметной и тихой, столько сил и энергии, откуда такая готовность всю себя отдать другим. Это была какая-то очень глубокая убежденность в том, что так и должно быть, что ты призван служить людям, что товарищи неотделимы от тебя.
Вскоре мне пришлось расстаться с Аней, и я очень жалела об этом. Ее перевели обслуживать самолет командира полка Е. Д. Бершанской. Но девушка по-прежнему часто забегала в нашу эскадрилью: верным была другом.
За год службы в полку Анна Столбикова обслужила 800 боевых вылетов. За отличную боевую работу по подготовке матчасти была награждена орденом Красной Звезды. А в 1945 году мы принимали ее в ряды Коммунистической партии.
Я хорошо запомнила то собрание, взволнованное, радостное Анино лицо. Рекомендовали ее Герой Советского Союза командир эскадрильи Дина Никулина и старший техник Антонина Калинкина. Выступила и я. Все тогда радовались, что у нас будет еще один хороший коммунист.
Аня прошла с полком до Берлина. А после демобилизации осталась работать в Германии, в Северной группе советских войск. Там у нее родилась дочка. В 1946 году она вернулась на Родину.
Мы не виделись с Аней много лет— все как-то не получалось. Но я знала, что живет она по-прежнему в Горьком, растит дочку, окончила техникум советской торговли и работает в горьковском Горхлебторге. Я очень удивилась, узнав, что Аня оставила технику, любимые свои машины. После войны многие наши однополчане ушли из авиации, получили самые различные мирные профессии. Но Аня, с ее страстью к технике... Нет, я решительно не могла смириться с этим...
Мы увиделись на одной из наших традиционных встреч, Аня почти не изменилась, только стала немного солиднее. И руки у нее такие же, как были; маленькие, крепкие, сильные, умевшие так безукоризненно готовить технику к бою. Хотя теперь в них появилась какая-то мягкость. Теперь это были руки женщины, хозяйки, матери. И тогда я подумала; «Нет, Аня не изменила себе — все хорошо, все правильно. Она все та же...»