"Убита над целью"(из книги "От заката до рассвета" Н. Кравцовой)
Аронова Р. "Ночные ведьмы"
Ульяненко Нина "Первая героиня"
.
Осень 1942 года. Ассиновская
Рассказывает Герой Советского Союза
Нина Ульяненко:
«Осенью 1942 года меня зачислили штурманом в экипаж к Дусе Носаль. Летать с ней было удовольствием. Многому можно было научиться у нее. Обычно до цели Дуся сама пилотировала самолет, а после бомбометания передавала управление мне. Так мы меньше уставали, а я приобретала опыт вождения. Моей мечтой было стать летчиком. Дуся знала об этом и всячески помогала мне.
Запомнился полет на разведку погоды. Мы бомбили тогда немцев в районе Краснодара. За несколько минут до цели попали в сплошной снегопад. Дуся ведет самолет по приборам. По времени мы уже над целью, но ничего не видно — куда бросать бомбы? Решили возвращаться домой с бомбами. Помогаю летчику в слепом полете. Зорко смотрю, не появится ли где огонек или звездочка. Слежу за приборами. Внезапно стрелка прибора скорости начинает показывать: девяносто, семьдесят, шестьдесят километров в час... [214]
— Дуся, скорость падает!
Высовываю руку за борт и чувству — тонкий, едва заметный след льда покрывает фюзеляж, плоскости. Вот почему такая малая скорость на приборе — он отказал. Теперь Дуся ведет машину только по компасу и указателю разворотов. Вести самолет в облаках, не зная его скорости, — искусство высшего класса.
Самолет отяжелел от намерзшего льда, плохо слушался рулей управления. Высота быстро уменьшалась... Сбросить бомбы, облегчить самолет? Но мы уже над своей территорией. А слой изморози все толще. Опасность грохнуться на землю велика. Пятнадцать минут показались нам вечностью. Только умение и мастерство Дуси помогли нам выбраться из этого почти безвыходного положения.
Доложив метеообстановку, идем ужинать. И только тут замечаем, что зуб на зуб не попадает от нервного напряжения...»
Спустя месяц Дуся Носаль была убита над целью в районе Новороссийска. А Нина Ульяненко стала летчиком.
Р.Аронова:
" Она была одной из лучших летчиц полка, заместителем командира эскадрильи. И моей самой близкой подругой...
Как все произошло тогда? Мне не нужно напрягать память, я знаю по рассказам подруг, как это случилось.
...Ночной старт. Дуся, в ожидании, когда на ее самолет подвесят бомбы, подошла к первому фонарю и читает только что полученное от меня письмо из госпиталя.
— Райка с врачами воюет, рвется в полк, а ее не отпускают, рана еще не затянулась, — сообщает она собравшимся около нее нескольким девушкам. — Боится, наверное, как бы не опоздать переучиться на летчика, — смеется она. — Вон Жигули, Ульяненко и Наталка Меклин уже переучиваются.
— Дуся! — зовет ее от самолета штурман Ира Каширина. — Иди, выруливай, нам подвесили бомбы.
— Бегу! — весело отзывается та.
Они летят на Новороссийск. Чтобы подойти к городу, нужно перевалить через горы. Над горами сильные нисходящие потоки воздуха, самолет неумолимо «подсасывает» к земле. Однако опытная рука летчицы уверенно борется с коварной стихией и точно выводит самолет на вражеский объект. Бомбы ложатся в цель. Но едва летчица взяла обратный курс, как мимо них промчался немецкий самолет. Дуся понимает, что голубое пламя из патрубков выдает их, но нельзя убрать сейчас газ — самолет сыплется вниз, попал в нисходящий поток воздуха. И в этот момент по глазам резанула вспышка разрыва снаряда...
— Дуся, Дуся, держи самолет! — в тревоге говорит штурман Каширина, видя, что летчица подалась вперед и не работает управлением.
Дуся не отвечает. Предчувствуя недоброе, Ира Каширина сама берет управление — она знает, что нужно делать, перед войной училась в аэроклубе. Но ручка зажата, летчица навалилась на нее всем телом. Каширина привстает, левой рукой берет Дусю за плечо и подтягивает ее к себе. Другой рукой ведет самолет...
На старте сразу заметили, что с пришедшим самолетом что-то случилось. Он несколько раз заходил на посадку и никак не мог приземлиться в положенном месте. Наконец сел — коряво, с промазом. К нему сразу же подбежало несколько человек, в том числе командир полка Бершанская и полковой врач Жуковская. Ира Каширина, пошатываясь, подошла к Бершанской и тихо доложила:
— Товарищ командир, задание выполнено. Летчица ранена, самолет от цели привела я...
— Летчица не ранена, она убита, — медленно сходя с трапа, сказала врач".
* * *
Они вместе учились, вместе проходили практику на полигоне, вместе ходили на лекции и в кино. Вместе окончили Херсонскую авиационную школу пилотов, их вместе и одновременно направили на фронт.
...Дуся была старше своих подруг-летчиц: ее муж, тоже пилот, воевал на другом участке фронта, а первенец — сынишка погиб в первые же дни войны от бомбежки. У нее был свой счет к фашистам. Может и поэтому она была так упорна, если дело касалось боевых заданий: могла еще и еще раз подниматься в воздух для бомбометания. За три месяца на ее счету уже была сотня боевых вылетов. Бывали дни, когда она не один раз поднимала в воздух свой По-2.
Подруги старались следовать ее примеру. Это было хорошее соревнование.
В июле 1942 года младший лейтенант Евдокия Носаль получила задание бомбить железнодорожную станцию, на которой скопились войска противника. Вылетела ночью. Ведомый умелой рукой По-2 неуклонно шел к цели. К моменту подхода самолета ракеты высветили станцию, были ясно видны скопления составов, автомашин и войск.
Дуся направила свой самолет на ближайший железнодорожный состав. Оглушительный взрыв тряхнул самолет, пламя ослепило глаза. Когда она уже отошла от цели, взрывы все продолжались, пламя раскатывалось по земле. Мелькнула мысль: значит, попала в эшелон с боеприпасами. И не ошиблась. Как впоследствии было установлено, эшелон с боеприпасами сгорел...
За два месяца боев бомбы, сброшенные Евдокией Ивановной, вызвали десять сильных пожаров, восемнадцать больших взрывов, была уничтожена одна переправа. В сентябре 1942 года лейтенант Носаль получила первую правительственную награду — орден Красной Звезды.
...Шли фронтовые будни. Росло боевое мастерство, накапливался опыт Евдокии Носаль. В декабре 1942 года она стала уже командиром звена, а еще через четыре месяца — заместителем командира эскадрильи.
Боевые вылеты следовали один за другим, как правило ночью, в любых метеорологических условиях. Их результаты — пожары, взрывы, разрушенные переправы и железнодорожные станции, уничтоженная боевая техника и живая сила противника. В декабре 1942 года Евдокия Носаль за отличное выполнение заданий командования была награждена орденом Красного Знамени.
В 1943 году обстановка на фронте изменилась. Началось наступление наших войск. Авиация во взаимодействии с наземными войсками очищала от врага родную землю. В марте 1943 года Дуся Носаль отмечала своеобразный юбилей: на ее счету было уже триста боевых вылетов. В честь 25-летия Красной Армии Центральный Комитет ВЛКСМ наградил ее именными часами.
...В ночь на 23 апреля 1943 года Евдокия Носаль совершила свой 354-й боевой вылет. Наши войска с тяжелыми боями преодолевали разрекламированную фашистами «Голубую линию» — систему укреплений северо-западнее Новороссийска. Бомбардировщики получили приказ помочь наземным войскам: бомбить технику и живую силу врага.
Выполнив задание, Дуся со своим штурманом Ириной Кашириной возвращалась на аэродром. И вдруг на них бросился вражеский «мессершмитт». Осколки снарядов пробили обе кабины, самолет стал терять высоту. Каширина обомлела:
— Дуся, ты меня слышишь? Дуся...
Но Дуся молчала. Ирина взяла управление на себя. Ей было очень трудно, не было практики самостоятельных полетов. Но она все-таки долетела и благополучно приземлилась на аэродроме. Дуся сидела в кабине, склонившись на штурвал: осколок снаряда угодил ей в самое сердце.
До сих пор в станице Пашковской старожилы вспоминают бесстрашную женщину-пилота, которую хоронили с воинскими почестями ранней весной 1943 года. У ее памятника почти всегда много цветов.