НИНА
УЛЬЯНЕНКО,
Герой Советского Союза,
командир звена
ПЕРВАЯ ГЕРОИНЯ
Прошло больше двадцати пяти лет со дня гибели Дуси Носаль, но и сейчас она живет в моей памяти веселая, подвижная, и я слышу ее громкий, с хрипотцой голос.
Близко я узнала Дусю осенью 1942 года в станице Асиновская. Меня тогда зачислили штурманом в ее экипаж.
По существу, мы еще только становились настоящими летчиками, а Дуся еще до войны была уже опытным пилотом. Не раз она выходила победителем из труднейших ситуаций.
Я очень обрадовал ась новому назначению, тем более что долгое время не имела постоянного экипажа.
Летать с Дусей было удовольствием. Уверенно, спокойно вела она машину. Многому можно было научиться у нее. Обычно до цели Дуся сама пилотировала самолет, а после бомбометания передавала управление мне. Так мы меньше уставали, а я приобретала опыт вождения. Затаенной моей мечтой было стать летчиком. Дуся знала об этом и всячески помогала мне.
Моя летчица каждую ночь стремилась сделать как можно больше боевых вылетов. Ей было, за что мстить фашистам. Перед самой войной она с мужем переехала в Брест. Дуся ждала ребенка. Он родился, когда бомбы рвались на нашей земле, и одна из них угодила в родильный дом. Дуся чудом уцелела, ее вытащили из-под обломков, а малыш погиб.
Как лучшему летчику полка, Дусе часто поручали серьезные и ответственные задания - разведку погоды, разведку войск противника и другие.
...Немцы засели в горах. Наша задача - помочь наземным войскам выбить их оттуда. Ночи стояли лунные, холодные. Куда ни кинь взгляд, всюду бело от лунного света и изморози.
Мы в воздухе. Под нами узенькой черной лентой вьется железная дорога. По ней, словно игрушечный, тянется немецкий эшелон. Вот он приближается к станции. Бомбим.
Условия полета - трудные. От сильной болтанки самолет «ломает». Дусе тяжело. А работы много, управляем машиной по очереди.
В эту непогожую ночь пять раз летали бомбить. В пятый вылет пошли уже перед рассветом. В стороне поблескивает Терек. Эшелонов как будто нет. Договариваемся о месте бомбометания:
-Дуся, видишь, вон на окраине сараи?
- Подозрительные какие-то...
- Видимо, это склад. Рискнем. Наводи поточнее. Вот так, хорошо!
Бомбы взорвались точно в намеченном месте.
- Поворачивай домой, - говорю Дусе.
После взрыва фугасных бомб вижу на земле небольшой огонек. Вот он разгорается. Затем взрыв, другой, третий. Дуся делает вираж. Взрывы повторяются с нарастающей силой. Эго рвутся боеприпасы.
- Ура! Молодец, Нинуха! - кричит она.
Эта ночь была для нас удачной. Несмотря на го, что в воздухе пробыли почти двенадцать часов, усталости не чувствовали. Сегодня мы вроде именинников.
Другая ночь. Северный Кавказ. Населенный пункт Дигора. Цель выбираем так, чтобы не задеть мирных жителей Мы уже не в первый раз летаем сюда. Место знакомое, станица большая. Есть железнодорожная станция. Еще минута, и будем бросать бомбы. Вспыхивают четыре очень ярких прожектора. Раньше их не было.
- Дуся, давай еще раз уточним, правильно ли мы вышли на цель.
Разворот, разглядываю землю.
- Да, все, верно, ложись на боевой курс. Прожекторы уже осветили нас, яростно бьют зенитки, строчат пулеметы.
- Еще малость, Дусенька, навожу самолет на зенитку.
- Очень хорошо!
Больше немецкая батарея не будет беспокоить советских летчиков. Теперь домой. Много снарядов выпустили фрицы по самолету, а он, словно заколдованный, целехонек.
- Они и не догадываются, что это девушки их _лупят, а то бы от злости лопнули, - смеясь, говорит Дуся.
Летчикам за безаварийную работу, за сохранение боевой машины выплачивали премиальные. В таких случаях Дуся никогда не тратила эти деньги одна. Она шла на почту и меня тащила за собой. Зная, что у меня дома много маленьких племянников и живется им в тылу не очень-то сладко, она заставляла посылать им деньги, ею заработанные, говоря при этом:
- Мы вместе с тобой летаем и вместе не допускаем аварий, так что «давай не будем».
Такая поговорка у нас была.
...Грязь и распутица. Станица Джерелиевская, севернее Краснодара. Отсюда летаем на немцев, засевших в Краснодаре, Славянской и в других пунктах. Почва на летном поле раскисла, самолеты буксовали, утопая в тучном, жирном черноземе. Ночью подмораживало, и наши самолеты могли подниматься в воздух. Но легкая ледяная корка не всегда выдерживала автомашины, груженные бомбами и горючим. Выход нашли – самолеты подруливали к бензозаправщикам, а тяжелые бомбы
подносили прямо на взлетную полосу.
Пятого марта экипаж Носаль - разведчик погоды. Над нами весеннее небо с ясными звездами. Все как будто хорошо. Но вот за несколько минут до цели попадаем в сплошной, очень густой снегопад. Дуся ведет самолет по приборам. По времени мы уже над целью, но ничего не видно.
Сбрасывать бомбы? Но куда? А вдруг ветер изменился, и нас отнесло в сторону? Решаем идти домой с бомбами.
В облаках, кажется, что время тянется медленно. Но чувство может обмануть - верь часам и приборам. Помогаю летчику в слепом полете. Зорко смотрю, не появится ли где огонек или звездочка. Слежу за приборами. Внезапно стрелка прибора скорости начинает показывать - девяносто, семьдесят, шестьдесят километров в час.
- Дуся, скорость падает.
Высовываю руку за борт и чувствую - тонкий, едва заметный слои льда покрывает фюзеляж, плоскости. Вот оно что!
Вот почему такая малая скорость на приборе, он отказал.
Теперь Дуся ведет машину только по компасу и показателю разворотов. Вести самолет в облаках, не зная его скорости, - искусство высшего класса.
Самолет отяжелел от намерзшего льда, плохо слушался рулей управления.
Высота быстро уменьшалась.
Бомбы! Можно облегчить самолет, сбросив бомбы. Но по расчету времени мы уже над своей территорией. Советуюсь с летчиком:
- Дуся, может, сбросим бомбы? Все равно упадем...
- Нет, нет. Этого делать нельзя!
А слой изморози все толще. Опасность грохнуться на землю велика. Продолжаем бороться.
Пятнадцать минут показались нам вечностью. Только умение и мастерство Дуси 'помогли выбраться, казалось, из безвыходного положения.
Друзья на земле с нетерпением ждут разведчиков погоды. Все хотят летать. Доложив метеообстановку, идем ужинать. И только тут обнаруживаем, что зуб на зуб не попадает от нервного напряжения. Но вскоре и это проходит. Остается лишь воспоминание на всю жизнь о том, как мы еще раз оказались сильнее стихии.
Летное поле в станице Пашковский (пригород Краснодара) большое и ровное - довоенный аэродром Гражданского воздушного флота.
Враг огрызается, совершает воздушные налеты на станицу и наш аэродром. Прожекторы и зенитки не допускают вражеские самолеты, однако отдельные «юнкерсы» прорываются. В таких случаях мы предпочитаем быть в воздухе. Привыкли. Обстрел немецких зениток не страшен, а вот бомбежки... Если воздушная тревога заставала нас около самолетов, мы уходили метров за двести-триста от них, так как от детонации могли взорваться наши бомбы.
Мы всегда были вместе с Дусей и, если я куда-нибудь убегала, она кричала:
__ Штурман, иди сюда! - А потом шутливо добавляла: - Хитрая какая. Хочешь, чтобы тебя убили, а меня нет.
...В апреле 1943 года Дуся погибла...
Случилось это так.
Наш полк бомбил укрепление немцев над Новороссийском. Стояло полнолуние. У Новороссийска был небольшой плацдарм наших войск - так называемая Малая земля, которую отчаянно бомбили и обстреливали немцы Маршруты немецких и наших самолетов скрещивались.
Дуся летала на этот раз с Ирой Кашириной. Дней за пять до трагической ночи нас с Дусей разлучили.
Меня назначили штурманом, а ее - заместителем командира эскадрильи.
Это был ее триста пятьдесят четвертый вылет. Примерно минут через сорок-пятьдесят после начала полетов наблюдаем за посадкой машин. Вы одна из них как-то неуверенно и далеко от посадочных огней коснулась земли. Что такое? Обычно все садились впритирку - точно у первого огня. А этот самолет и не заруливает...
Техники побежали туда, к машине. Вскоре возвращается одна из девушек и едва слышно бормочет:
- Иди. Там Дуся...
Бегу, не чуя под собой ног. На земле без движения лежит Дуся. Луна освещает ее лицо: по виску тонкими струйками стекает на траву кровь. Медсестра осматривает Дусю. Пуля прошла через висок и разорвалась в затылке. Смерть наступила мгновенно...
Не верилось, что всего несколько минут назад я разговаривала с живой Дусей и вот теперь вижу ее мертвой...
Ира рассказала:
-- Отбомбившись, мы повернули домой. Впереди слева показалась вспышка, и я увидела немецкий самолет, но не успела об этом крикнуть Дусе, как она опустила голову, и наша машина начала крениться, терять скорость. «Дуся, Дуся!» - ответа нет. Беру управление, но педали зажаты. Тут я поняла, что Дуся тяжело ранена, или... Нет, об этом не хотелось думать. Разворачиваю на курс к дому. Дуся сползает вниз, в кабину, на ручку управления. Подтягиваю ее за воротник и продолжаю вести самолет. Так и довела. Остальное видели сами.
В эту ночь девушки летали с одним чувством - отомстить за смерть боевого товарища, искусного летчика Дуси Носаль.
А тело Дуси привезли в наш полуразрушенный дом. Всю следующую ночь я дежурила там...
Похоронили ее с воинскими почестями в станице Пашковский. Могильный холм утопал в живых цветах. Венки на могилу возложили не только девушки-однополчане, но и местные жители.
Через несколько дней Евдокии Носаль, первой из наших девушек, было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.