1942 год. Энгельс
Каждый день в полк прибывало пополнение. Обитатели карантинного барака то и дело поглядывали в окно, с волнением ожидали увидеть подруг, с которыми вместе учились в аэроклубах и авиашколах. «Новичков» осаждали вопросами: как там, на «гражданке?»...
Врач Ольга Жуковская ответить на такой вопрос не могла. Если довоенная судьба сложилась у нее так же, как у большинства других девушек-авиаторов - школа, медицинский институт, который она закончила за два дня до начала войны, то потом все получилось иначе. Уйдя добровольно в армию, она стала хирургом 72-го полевого госпиталя.
Об этом периоде Ольга Ивановна Жуковская вспоминает: «Моя хирургическая деятельность продолжалась только два месяца. В сентябре 1941 года наш госпиталь вместе с другими частями Юго-западного фронта попал в окружение. Выходить из окружения было очень трудно, шли только по ночам, обходя большие населенные пункты. Трудно сейчас передать волнение и радость, когда через несколько дней в одном небольшом населенном пункте мы услышали родную русскую речь: «Стой, кто идет!». Мы вышли к своим.
Всех нас, вышедших из окружения, направили в город Харьков в медицинский резерв и оттуда распределяли по частям. Меня с группой врачей отправили в Куйбышев, в Главное санитарное управление Красной Армии за новым назначением. Здесь я получила направление в город Энгельс, в распоряжение майора Расковой.
Добираясь из Куйбышева до Энгельса, я еще не знала, куда попаду. Только в Энгельсе я узнала о том, что здесь Раскова формирует женскую авиационную часть.
На следующий день меня вызвала на беседу М. М. Раскова.
Выглядела я, наверное, очень смешно, обмундирования нового еще не получила, на мне было обмундирование всех родов войск и главным его украшением были огромные армейские ботинки с обмотками. Увидев меня, майор Раскова улыбнулась, спросила, кто меня так одел и тут же распорядилась выдать мне новое обмундирование.
От нее я узнала о том, что в ее части одни женщины, что проходят они обучение и в скором времени собираются на фронт, что в одном из полков я буду врачом.
Первое время я ходила как во сне. До войны не представляла себе, что у нас так много женщин в авиации, а здесь сразу столько их, известных и неизвестных, и
все они казались мне героинями.
Наверное, выглядела я совсем девочкой и никакой «врачебной солидности» в моей внешности не было, так как наш комиссар Евдокия Яковлевна Рачкевич как-то подошла ко мне и спросила, когда я успела закончить институт.
Мы, врачи, жили в небольшой комнатке при медпункте нашего общежития. Здесь же проводили всю работу по осмотру прибывающего пополнения. С каждым днем прибывающих было все больше и больше. Нужно было обеспечить санитарную обработку, медицинский осмотр, позаботиться о питании прибывающих.
Особенно интересной для меня стала работа, когда начались тренировочные ночные полеты нашего полка. Я как старший врач полка ночных бомбардировщиков каждую
ночь находилась на старте. Это была для меня очень полезная работа. Я знакомилась со спецификой работы летчиков, техников, оружейников. Я видела, сколько сил и энергии они отдают, чтобы быстрее освоить ночные полеты. Многие девушки, студентки институтов, до этого никогда не летали, им особенно трудно было привыкать к по
летам. Первые полеты были для них иногда мучительны,
но они упорно тренировались и добились того, что стали хорошо чувствовать себя в воздухе. Находясь всегда вместе, мы лучше узнавали друг друга, здесь рождался наш дружный, боевой коллектив, с которым предстояла большая боевая работа. Здесь я узнала волнение за каждый экипаж, Поднявшийся в воздух, ожидание его благополучного приземления. Как хорошо бывало, когда утром, окончив работу, мы все вместе возвращались с аэродрома в общежитие».
Магид.
Весна 1943 года.Пашковская
НА РАССВЕТЕ
"Возвращаемся из последнего полета. Очень устали и потому обе молчим, Ира и я. За ночь мы сделали шесть боевых вылетов, поработали хорошо. Правда, и нам досталось: трижды попадали под зенитный обстрел.
До аэродрома остается лететь двадцать минут. Тихо. Только мягкий рокот мотора. Но его не замечаешь, как не замечаешь привычного тиканья часов в комнате.
На западе еще сверкают крупные звезды, а на востоке небо уже светлеет. Не первый раз мы встречаем рассвет в полете.
Под крылом проплывает невысокий хребет. За ним долина, где находится аэродром. Глубокие тени на хребте похожи на мазки темно-синей краски, небрежно брошенные художником по серому фону. Уже нет густой черноты воздуха, и кажется, что посветлевшая земля приблизилась к самолету.
Здесь, на юге, рассветает быстро. Солнце еще не взошло, и сероватая мгла окутывает землю. Постепенно мгла рассеивается, вдали на горизонте отчетливо рисуются горы, внизу отсвечивают сталью речушки. А с побледневшего неба все еще никак не уходят звезды. Но скоро и они исчезают.
Солнечные лучи сначала касаются горных вершин, окрашивая их в нежно-розовый цвет. Потом на склонах гор вспыхивают малиново-красные пятна. Они движутся, как живые, опускаясь все ниже и ниже. И, наконец, солнце заливает долину, скалистые вершины и поросшие лесом склоны гор. Рассвет наступил.
Еще издали виден аэродром. Пчелками кружатся над ним наши двукрылые- самолеты. Подлетаем поближе, заходим на посадку. Самолет плавно касается зеленого поля. Ира заруливает, и мы выходим. Разминаемся, потом медленно идем, мягко шагая по влажной траве. На сапогах остается роса. Мокрые травинки послушно сгибаются, примятые сапогом, и снова встают во весь свой рост.
Прозрачный туман, висящий в долине легкой дымкой, вдруг отрывается от земли, пригретой солнцем, приподнимается над ней и тает прямо на глазах. В этот ранний час рождения нового дня так легко дышится! Скоро поле кончается, дальше дорога, станица... И невольно я замедляю шаг, чтобы подольше побыть в этом зеленом и радостном мире.
Еще издали на пороге крайнего в станице домика я замечаю Олю Жуковскую, нашего врача. На двери красный крест. В домике- медпункт. Оля сидит в белом халате, опустив руки, и смотрит куда-то вдаль. Что она там видит? Горы?
Мы подходим ближе. Я чувствую: что-то случилось. - Оля!
Она, вздрогнув, поворачивает голову и ничего не говорит.
-Ну?
- Валя умерла. На рассвете .
Она должна была умереть, Валя Ступина. Наша Валюша, певунья, любимица. Последние дни она совсем была плоха: ничего похожего на прежнюю, веселую, задиристую Вальку, курносую, ясноглазую... Ей долго пришлось мучиться после ранения.
Подошли другие девушки. Постояв, мы с Ирой идем в станицу. Теперь только я по-настоящему чувствую, как устала. Солнце неприятно слепит глаза. К мокрым от росы сапогам прилипает пыль. На перекрестке улиц женщина достает из колодца воду, и пронзительно скрипит, вращаясь, ворот."
Кравцова Н. "От заката до рассвета"
1943 год. хутор Маевский
Сначала площадка у хутора Маевский служила "подскоком" для самолетов женского полка ночников, но. Потом обстановка потребовала использовать его как основную базу.
Стояла хорошая погода, поспевал виноград и мучила малярия. Врач полка Ольга Жуковская сбилась с ног, выхаживая летный и технический состав, подвергшийся нашествию малярийных комаров.
Высокая температура и озноб выводили летчиц из строя не хуже немецких снарядов и пуль. Девушки глотали горькую хину и безропотно переносили уколы. Усилиями медицины и благодаря огромному желанию выздороветь удалось победить и эту напасть. Kaк только температура становилась 36,6 градуса, девушки продолжали летать и радоваться жизни.
Летние ночи были короткие, и экипажи успевали сделать всего два-три боевых вылета.
Для укрепления здоровья личного состава и чтобы внести разнообразие в жизнь полка, командование решило провести спортивные соревнования. В программе праздника были: эстафета прыжки в длину и высоту, бег на 100 метров и волейбол. Все, кого отпустила малярия, по мере сил тоже приняли участие в соревнованиях. Этот день надолго запомнился всем участникам.
Боевые вылеты проходили по-прежнему на сильно укрепленные зенитными средствами цели, но иногда доставалось и от ружейного огня наземных немецких частей.
До линии фронта от хутора Маевского было рукой подать. Самолеты поднимались в воздух, и сразу была видна река Кубань, а там и оборонительные укрепления противника. Если идти на цели по прямой, то самолеты не успевали набирать нужную безопасную высоту полета при пересечении линии боевого соприкосновения войск. Поэтому летали по ломаной линии. Сначала, после взлета, самолеты должны были идти вдоль линии фронта, а набрав безопасную высоту, разворачиваться и брать курс на цель.