Османцева Шура

Ночные ведьмы

  65-летию Победы

   

Османцева Шура

 

 

Техник   46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта.В Красной Армии с 1942 года.  В действующей армии с  1943 года.
Участвовала в битве за  освобождении Кубани, Крыма и Белоруссии. Дошла до Германии.Александра была механиком, готовила самолеты к боевым вылетам. Обслужила 581 боевой вылет.

 

Нам дороги эти позабыть нельзя

Саша Османцева-курсант аэроклуба. Довоенная фотография.Фронтовые дороги... Сколько пришлось прошагать по ним нашим солдатам до самого Берлина, до Дня Победы! А если этими солдатами были девушки, которые не только спасали раненых, но и ходили в разведку, стреляли из пулемета, бомбили фашистов с небес?! На фронтах Великой Отечественной воевало свыше 800 тысяч женщин. Мы расскажем только об одной из них – нашей землячке Александре Григорьевне Османцевой.
Саше было лет 10-11, когда отец, работавший тогда наборщиком в Ставропольской типографии, привел в гости своего товарища – военного летчика. И совсем не обратил внимания на то, что у старшей из троих дочерей, увидевшей красивую летную форму, загорелись глаза. «Именно тогда, - рассказывает Александра Григорьевна, - я влюбилась в форму и сказала себе: «Буду летчиком!» Но сначала нужно было окончить школу. Окончила. И так как в Ставрополе тогда своего аэроклуба не было, поехала учиться в Махачкалу. Год там проучилась на «отлично», и ее вместе с еще тремя лучшими выпускниками направили в Ульяновское летное училище. Крест на летной карьере Саши Османцевой поставила медицинская комиссия. А все из-за того, что «не вышла» девушка ростом – всего 148 см. Нужно же было как минимум 150 см. Какие-то два сантиметра, а тогда казалось – такое горе... «Я, конечно, разревелась, а мне говорят: «Не переживайте, у нас есть отделение авиамехаников, поступайте пока туда. Подрастете и переведем на летное отделение».
Но перевестись не получилось. Александра попала на ускоренное обучение и уже через год, в 1940 году, ее, как и троих ее друзей, направили на работу в тот же Махачкалинский аэроклуб. А еще через год началась война.
Та же дружная четверка пошла в военкомат и стала проситься на фронт. Но сначала весь аэроклуб отправили в Телави (Грузия): нужно было готовить будущих летчиков. И Османцева, разбиравшаяся в авиатехнике от «а» до «я», преподавала курсантам предмет «Материальная часть самолета».
Все резко изменилось в конце 42-го года, когда по приказу Сталина Герой Советского Союза Марина Раскова стала набирать по всей стране женские авиационные полки. Александра Османцева попала в 46-й полк ночных бомбардировщиков, командовала которым опытная летчица гражданской авиации, к слову, тоже наша землячка Евдокия Бершанская.
Ночные бомбардировщики, появлявшиеся в самых неожиданных местах, наводили ужас на фашистов. Небольшие двухкрылые машины, чуть ли не скользя по верхушкам деревьев, бесшумно подкрадывались и сбрасывали свой смертоносный груз на головы врагов. Фашисты считали, что за штурвалами У-2 сидели опытные асы. А их бомбили девушки, недавно окончившие летные училища. Узнавшие об этом немцы испытали настоящий шок и стали называть летчиц «ночными ведьмами». После первых же боевых вылетов 46-й женский авиаполк был удостоен звания «Гвардейский», за освобождение Тамани получил наименование «Таманский». Сформировавшийся на берегах Волги – в Энгельсе, прошедший через Моздок, Краснодар, Крым, Белоруссию, Польшу, а потом и Германию, полк совершил 24 тысячи боевых ночных вылетов. 581 из них обслужила авиамеханик Александра Османцева.
- Самыми тяжелыми на войне, - говорит Александра Григорьевна, - были потери боевых подруг. Ночные полеты ведь проходили под постоянным зенитным огнем. Летали и со сбитым крылом, и с пробитым маслобаком. А мы – техники и механики – спали в лучшем случае два часа в сутки, готовили с утра до ночи машины, потом ждали свой экипаж, потом восстанавливали авиатехнику. И ничего. Все были молодые, не верили ни в Бога, ни в черта, только в комсомол и в партию (я и сейчас член компартии). И все равно находили время (обычно ночью) и попеть, и потанцевать. Любимыми песнями тогда были «Катюша» и «Дороги». Вспоминаешь, рассказываешь о своих фронтовых дорогах в школах, библиотеках (когда приглашают) - и все как будто заново проходит перед глазами...
На войне все они – и летчики, и штурманы, и механики – были на волоске от смерти. До конца 1944 года У-2 летали без парашютов – на их место штурманы брали зажигательные бомбы. Единственным оружием экипажа были пистолеты ТТ. Летать в таких самолетах было очень опасно. Не менее опасно было и на земле. Как-то уже в Белоруссии в апреле 45-го немецкий самолет-разведчик обнаружил на рассвете аэродром полка и умудрился поджечь одну машину. Тут же налетела вражеская эскадрилья. Запылало еще пять самолетов. Укрыться было негде, и Саша Османцева кинулась к своей машине, чтобы оттащить ее от уже горевших. Схватилась за крыло, и тут ее заметил один из фашистских летчиков.
- Немец проносился очень низко и палил в меня из всех четырех пушек. А я все тащила и тащила свой У-2. И страха тогда не было, только злость. В общем, осталась жива только чудом. Тут подоспели наши истребители и сбили два фашистских самолета...
Были и курьезы. Помните: «Мне сверху видно все, ты так и знай». Так вот, военные летчики-мужчины сразу определяли, где дислоцируется женский авиаполк. Война войной, а женщина и здесь остается женщиной.
- Стирали одежду, белье, а сушить негде - раскладывали прямо на траве. А наши летчики, приветствуя, махали крылышками...
Закончилась война для Александры Османцевой в Москве. На параде Победы, в котором участвовал и 46-й Гвардейский Таманский женский полк ночных бомбардировщиков. И после войны ежегодно 9 мая собирались фронтовые подруги в сквере Большого театра в Москве. Тогда и встретила Александра Григорьевна свою первую и единственную в жизнь любовь. Тезка – Александр Александров - был классным военным летчиком. Но вскоре Османцевой пришло печальное известие – любимый погиб в тренировочном полете...
А три года назад 46 оставшихся в живых (из 260) женщин, воевавших в составе 46-го женского авиаполка, пригласили на встречу в посольство США. И оказалось, что знаменитый У-2, сбитый во время войны в Краснодаре, восстановлен американцами и находится в экспозиции в музее авиации в Сиэтле. На память об этой встрече у Александры Григорьевны осталась памятная медаль. Ну а за свою фронтовую работу она удостоена ордена Красной Звезды, двух орденов Отечественной войны, медалями: «За боевые заслуги» и «За освобождение Германии».
У председателя клуба «Фронтовичка» Промышленного района Ставрополя Александры Григорьевны Османцевой 54 года трудового стажа. Но очень жаль, что в этот стаж не входит общественная работа, которой наша героиня занимается не один десяток лет. Как сейчас (правда, редко) говорят: «По велению души». И это, видимо, чувствуют школьники, которые на всех ее встречах слушают ветерана войны, широко раскрыв глаза.
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

   
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz