С очередным пополнением летчиков прибыла и я в женский полк.
За моими плечами был год малоинтересной службы в одной из авиачастей на востоке страны, где приходилось больше заниматься рытьем землянок да капониров, чем полетами.
Женский полк жил полнокровной жизнью. Для нас наступила учебная страда.
Летчики мы были пока что никудышные, так как летать ночью не умели, но инструкторы у нас подобрались многоопытные и терпеливые Молодых пилотов выделили в учебную эскадрилью и назначили ее командиром Марину Чечневу.
Командир эскадрильи - строгий, подтянутый лейтенант. Только глаза, очень черные, красивые, и нежное лицо выдавали в ней девушку. Слова, с которыми она к нам обратилась, сводились примерно к следующему:
«Трудно не спать ночью. Труднее ночью летать. А еще труднее летать ночью к фашистам с теми гостинцами, которые вы видели на аэродроме сложенными в штабеля. Поэтому готовьтесь к трудной жизни. Но, ни мне, ни вам не интересно коптить воздух над аэродромом, в, то время когда нас ждут более важные дела. Итак, давайте стараться».
Конечно, мы очень старались. В это время шло наступление, и полк перелетал с места на место, постепенно приближаясь к берегам Таманского полуострова. Окончание тренировки совпало с нашим пребыванием в Пересыпи.
Пересыпь... Есть на свете такое маленькое рыбачье селение на Таманском полуострове - там, где два моря, Черное и Азовское, соединены Керченским проливом. Перед весенним наступлением на Крым в 1944 году мы полгода летали через Керченский пролив ночью, обрабатывая цели. Крутой морской берег по соседству с поселком был уставлен рядами наших ПО-2.
Осев на неопределенное время на одном месте, мы расположились в домиках, спали на чистых простынях, которые стирали и гладили сами. Наши шелковые подшлемники были всегда выстиранными, выглаженными и даже выкрашенными у кого в синий, у кого в Голубой, а то и в красивый солнечный цвет. Разноцветные подшлемники стали для девушек единственным украшением.
В поселке не было хорошей воды. Ее привозили издалека, с Кубани, и только для питья. Такую воду жители поселка называли сладкой. Местная солоноватая вода была отвратительна на вкус, мыло в ней совершенно не мылилось.
Выручал нас дождь. Объявляли общий аврал, на улицу выставлялась вся имеющаяся посуда. Дождевую воду берегли пуще глаза. Когда она кончалась, отправлялись на промысел, вооружившись пустым ведром и кружкой. Осторожно, чтобы не взбаламутить, черпали воду из ям, овражков.
Таков был наш незамысловатый быт, который нас мало смущал, ведь все мы жили одним - поскорее разгромить врага.
Вспоминается один из моих первых боевых вылетов. Апрельский вечер. На аэродроме все готово к работе, и наши самолеты с подвешенными бомбами и пулеметом, торчащим из задней кабины, выглядят довольно внушительно.
С последними лучами солнца весь полк, рассчитывая встретить темноту у переднего края, самолет за самолетом, с интервалом в три-пять минут поднимается в воздух.
Внизу шумят воды двух морей, по морям ходят волны, а по небу плывут тучки, которые мы то и дело обгоняем. Моего штурмана Надю Студилину беспокоит погода над целью.
Замечаем, что слева от нас, чуть повыше, летит самолет. Ночным одиночкам тоже знакомо чувство локтя. Когда летишь над вражеской территорией в полном мраке, приятно увидеть по соседству голубые огоньки выхлопа от мотора ПО-2.
Как и предполагала Надя, цель оказалась закрытой рваными клочьями облаков. Они мешают нам прицеливаться, но в, то, же время не дают вражеским зенитчикам
обстреливать нас. Подождав «окна», мы сбрасываем свой груз и сразу же разворачиваемся к морю, чтобы зря не болтаться над негостеприимной землей. В этот момент Надя увидела на земле пожар. Не думая ничего худого, мы погадали, кто и что поджег, и взяли курс на родной аэродром.
Хорошо лететь к своему дому, где тебя любят и ждут!
Там, на горушке, неподалеку от аэродрома, пристроена неоновая мигалочка, чтобы ты не заблудилась в плохую погоду. Там томится твой техник, тебя ожидаючи; командир посматривает на часы, прикидывая, сколько тебе осталось до посадки.
Вот и посадочные знаки: три лампочки в одну линию.
Садимся. В конце пробега вдруг слышим:
- Кто прилетел?
- Рыльская! - враз кричим мы со штурманом, почуяв неладное.
В эту памятную ночь мы потеряли летчика Полину Прокофьеву и штурмана Женю Рудневу. Тот пожар, который мы наблюдали в районе цели, был их пылающий самолет...
Полина Прокофьева - иркутянка, моя землячка. Как и я, она делала свои первые боевые вылеты. Серьезный и спокойный пилот. Полине не хватало только боевого опыта. Женя Руднева была штурманом старого состава.
Я, пилот молодого поколения, считаю своим долгом рассказать о работе старых штурманов - старых по опыту, а не по возрасту: многие из них были моложе меня. Но они являлись наставниками и верными друзьями молодых пилотов. Летчики-ветераны научили нас уверенно летать ночью. Первые боевые вылеты мы производили с опытными штурманами.
Конечно, куда приятнее летать с видавшим виды летчиком, который не растеряется в любой ситуации и выйдет невредимым из-под обстрела и прожекторов. Но старые штурманы больше любили летать с молодыми пилотами.
Молодой пилот широко раскрытыми глазами смотрит на открывшийся ему неведомый мир. С душевным трепетом пересекает он линию фронта. На земле бьет артиллерия, чертят цветные трассы снаряды... Страшно, страшно лететь на хрупкой машине прямо в пасть к врагу. Заслышав звук твоего мотора, немецкий прожекторист направляет в небо ищущий тебя луч. Вот-вот подключатся еще несколько. Помчались вверх зенитные снаряды. Все это по твою душу, молодой летчик!.. А в наушниках слышится милый знакомый голос:
- Доверни-ка, Лерочка, чуть правее, а то нас сносит. Как тебе нравится цвет немецких ракет? Гадость, правда?
Стыдно станет, и сделаешь все так, как тебе говорят. А потом, правда, не сразу поймешь, где настоящая опасность, а где пугало стоит. Так старые штурманы учили нас собирать и копить драгоценные крупицы опыта. А Женя Руднева, штурман полка, особенно любила эту работу.
Жене, нежной и мечтательной девушке, была свойственна какая-то особая душевная деликатность. Никто не слышал от нее не только резкого слова, но даже в повышенном тоне она никогда не разговаривала.
Теперь их обоих - Полины Прокофьевой и Жени Рудневой - не стало...
Наступление на Крым началось через день после гибели наших товарищей.
Крым! Шелковый шелест ласкового моря, стройные кипарисы, благозвучные пушкинские строфы...
Нет! - скажут мои товарищи. Крым - это огонь и тьма, черная земля и ослепительный свет прожекторов, сухой треск зениток и пучки огненных трасс. Крым это гордый, суровый Севастополь с его белыми развалинами и блестящей поверхностью бухт...
В апреле 1944 года вслед за нашими войсками мы двинулись на запад. Для нас началась «цыганская жизнь», полная боевых радостей и лишений.
Мы перелетали с точки на точку. Каждую ночь обрабатывали новые цели, и каждый день спали на новом месте, под крылом самолета. Здесь было наше рабочее место, спальня и столовая.
Домовитый техничек заботливо зарулит самолет с таким расчетом, чтобы под плоскостью оказался бугорок, а не ямка. Бугорок сослужит хорошую службу во время дождя. Расположись на нем, и вода тебя не подмочит. Работяга-техничек завесит чехлом от кабин наветренную сторону крыла и будет хлопотать у мотора, тихонько постукивать ключами, оберегая сон своего экипажа. А экипаж спит как в раю и во сне, наверное, воображает, что это мама, встав спозаранку, легонько, погромыхивает посудой.
В ту пору техником у меня работала Маша Щелканова. Самолет мой был не новый, мотор тоже. Но Маша очень хорошо все наладила, самолет отлично меня слушался. Зажигание она отрегулировала так, что не надо было контачить, то есть дергать при запуске за винт.
Поставит, бывало, винт на компрессию, залезет в кабину, покрутит ручку магнето, глядишь - мотор сам заработал. Золотые руки у Машеньки. И сама она - крупная, сильная девушка, и руки у нее - настоящие технарские, в ссадинах и заусенцах.
...Осенью 1944 года произошло памятное событие. Полк наш пересек государственную границу Советского Союза.
Родина моя! Отчизна! Мы покинули твои пределы и летим на легких полотняных крыльях все дальше на запад. Кому из нас суждено вернуться на порог родного дома, и кто сложит свою голову на чужбине?..
На наших компасах неизменно значился западный курс. Но случалось нам летать и на север. Тут чувствовалась близость Балтики. Сырость и плохая видимость были нашими постоянными спутниками.
Однажды полк получил задание бомбить дороги, по которым из Данцига отступал противник. Было облачно и туманно. Широкая Висла, вдоль которой пролегал наш маршрут, служила нам ориентиром. Да и сам город был виден издалека как тлеющий уголек. Дым над городом смешивался с низко нависшими темными тучами.
Мы летели, прижимаясь к нижней, как вдруг нас обстреляли. Вспыхнули круг разрывы зенитных снарядов. Не нырнули в сырое холодное облако.
Несколько секунд слепого полета - и над нами раскрылось высокое небо во всей своей первозданной чистоте. Освещенные полной луной, внизу тихо колебались призрачные облака. Ах, как неуместны здесь наш самолет и бомбы, которые несет он под крыльями! Как надсадно гудит мотор, везя тяжелый смертоносный груз... Неуютно, одиноко и тяжко стало нам с Надей в этом чужом небе.
А над целью - столпотворение вавилонское. Ну, брат, тут некогда тосковать. Гляди-поглядывай, как бы не столкнуться с кем-нибудь из своих. Девочки густо развесили САБы, и они заливают все вокруг своим мертвенным светом. На дороге горит машина, свидетельствуя о чьем-то удачном попадании. То тут, то там рвутся бомбы. Отработали и мы. Освободившись от груза, наша машина радостно, как живая, встряхнул ась. Налегке помчались домой.
Мы были уже над своей территорией, когда вдруг стал сдавать мотор. Никакие «домашние» средства не помогали, Предстояло садиться незнамо где. Надя освещала землю ракетами. Внизу ничего хорошего нас не ждало - холмы да пригорки. Планируя на барахлящем моторе, со стесненным сердцем, мы глядели на землю. Неожиданно мотор заработал без перебоев, наша машина полезла вверх, и перед самым носом мы увидели толстые, обросшие инеем провода электропередачи. Еле-еле
перевалили через них.
Молча, летели мы над темным лесом. Я старалась набрать побольше высоты на случай, если мотор снова сдаст, и поэтому шли мы медленно. Приближался рассвет.
- Лера, глянь, к нам кто-то пристроился!
С обоих боков, чуть сзади нас, шли, как почетный кортеж, два ПО-2. Мы лезли на высоту - и они следом за нами. Они не бросали нас, подбадривали и подмигивали огоньками АНО. Так, втроем, мы притопали на свой аэродром, когда уже совсем рассвело. Площадка давно опустела. На поле одиноко маячили лишь две фигуры: одна покрупнее - командира полка Бершанской, другая изящнее - комэска Нади Поповой. Они обрадовано зашевелились, дождавшись, наконец, нашего возвращения.
...Вспоминая свой полк того времени, я вижу всегда одну и ту же картину. Обширное поле и над ним белорусское небо. Грустный и тихий закат. Все наши самолеты уже вырулили на старт, стоят рядком. Они вычищены, заправлены бензином и маслом. Все дырочки залатаны, под плоскостями подвешены бомбы-девичьи пальчики уже ввернули в бомбы взрыватели и законтрили ветрянки проволочными усами. Посадочные огни - три лампочки - зажжены, но еще светло, и они неярко желтеют на зеленой траве. Моторы выключены. Еще нет задачи на сегодняшнюю ночь. Катя Олейник улетела за ней к «большому хозяину», а мы в ожидании сидим
дружной кучкой и сумерничаем. Штурманы вытащили из планшетов большие склеенные листы двухкилометровок, сплошь испещренные красным и синим карандашом.
Опустились тихие сумерки. И мы сидим не шелохнувшись, боясь нарушить мирную тишину вечера.
Но чуткий слух уже ловит знакомый звук мотора, в пустынном небе появляется черный крестик, и Катенькин самолет тихонько по-домашнему, садится поблизости, не нарушая очарования тихого вечера. Минуты прошли - и поле опустело. Все самолеты улетели на запад...