Амосова Серафима

Ночные ведьмы

  65-летию Победы

   

Амосова Серафима

 

Амосова Серафима Тарасовна родилась и выросла в Сибири, закончила Батайскую авиационную школу, служила пилотом ГВФ. В Красной армии с 1941 года по мобилизации ГВФ. Закончила Энгельскую военную авиационную школу. В действующей армии с мая 1942 года.

Командир эскадрильи ,затем с декабря 1942 года заместитель командира полка по летной подготовке. Гвардии капитан.

  С мая 1942 года до победы над Германией в Великой Отечественной войне сражалась в составе 4-й воздушной армии на Северо-Кавказском, 4-м Украинском и 2-м Белорусском фронтах. Принимала участие в обороне Кавказа, освобождении Крыма, Белоруссии, Польши, разгроме врага на территории Германии.

 

  

 

Осень 1942 года. Командир эскадрильи Амосова докладывает командиру полка Бершанской Е.Д.

 

 "Сибирячка" (Из книги Чечневой М. "Боевые подруги мои")

   Амосова С. "В боях за Новороссийск"

Дрягина И "Записки летчицы У-2. Женщины-авиаторы в годы Великой Отечественной войны. 1942-1945"

 

 И.Ракобольская:

 

"Тренировкой летчиков в основном занималась Серафима Амосова, назначенная к этому времени заместителем командира полка по летной части. Сима Амосова — кадровый летчик с сильным волевым характером и блестящим летным мастерством. Она учила, тренировала молодых пилотов, проверяла летные качества вновь прибывающих в полк, помогали ей командиры эскадрилий. Несмотря на большую работу днем, много летала на задания. Сделала более 500 боевых вылетов. Я с ней летала на боевые задания. На обратном пути отдает управление в  твои руки, а сама поет в переговорную трубку какие-нибудь песенки... Пела она довольно хорошо. Задушевной ее подругой была Дина Никулина".

 

Весна 1943 года. Пашковская

 

ЦВЕТУТ ЯБЛОНИ

 

Большой аэродром под Краснодаром. Настоящий - с капонирами. Так что наши «ПО-2» стоят не где-нибудь у хаток на деревенской улице, а на стоянках, окруженных земляным валом. Стоят важно и никого не боятся.

Но с воздуха их отлично видно. И в первую очередь их выдают капониры... В этом мы убедились, когда нас два-три раза пробомбили фашистские самолеты. Нет, лучше летать с небольшой площадки где-нибудь на окраи­не станицы и прятать самолеты в садах! Не нужно нам настоящего аэродрома!

      ...Весна 1943-го. Апрель. Станица Пашковская в белом тумане: цветут яблони, абрикосы.

Я иду по тропинке у самого забора, задевая плечом ветви деревьев. Сыплется на землю белый снег лепестков. Идем втроем: Жека Жигуленко, Нина Ульяненко и я.

Вечер. На темном небе блестит узенький серп месяца. Совсем рядом, у самого кончика месяца,- крупная звез­да. Она будто манит его, увлекая за собой, а сама отхо­дит все дальше и дальше, и расстояние между ней и месяцем постепенно увеличивается...

У нас тренировочные полеты. Мы, штурманы, хотим стать пилотами. Нас трое. Четвертая Рая Аронова. Она в госпитале после ранения. Собственно говоря, у каждой из нас за плечами аэроклуб. Но и только, больше никакого опыта. А ведь в полку все летчицы - бывшие инструкторы и опытные пилоты.

...Внизу под крылом проплывает широкая лента Куба­ни. Станица в светлых клубах цветущих деревьев. И мне кажется, что даже здесь, на высоте трехсот метров, я чув­ствую запах яблоневого цвета.

Изредка мигает на земле посадочное «Т» из электро­лампочек. Надолго включать его нельзя: летают немецкие самолеты.

- Можно на посадку,- говорит Сима Амосова. Сегодня она долго проверяла меня, заставив проделать почти все, что я умела.

Я делаю разворот, и тонкий серп месяца уплывает в сторону. Выводя самолет из разворота, вспоминаю своего инструктора в аэроклубе.

Маленького роста, в черной кожанке; одно ухо шле­ма - кверху, заправлено под резинку очков, другое­ книзу. Бывший летчик-истребитель Касаткин, как боль­шинство инструкторов, считал своим первейшим долгом ругать курсантов во время полета. Когда я запаздывала делать разворот и внизу уже появлялась окраина Киева, он кричал в трубку, как мне казалось, радостным голосом:

- Ну что ты сидишь, как египетская царица?! Разве не видишь  - пора разворот делать?

Меня он ругал не так, как ребят. Для меня, единствен­ной в группе девушки (а всего нас в аэроклубе было трое), он выбирал особенные слова. Все-таки он был джентльменом! Но в любом случае он всегда употреблял эпитет «египетский». Видимо, именно в это слово он вкладывал весь свой запал.

        - Разве это «коробочка»? Это же самая настоящая египетская пирамида!

        Однако на земле, после посадки, он менял тон и,обращаясь ко мне уже на «вы», спокойно говорил:

- Все хорошо. Так и продолжайте.А в следующем полете снова с увлечением ругал.

        Но, несмотря на то, что Касаткин всячески изощрялся, склоняя слово «египетский», он все же довольно быстро научил меня летать и выпустил в самостоятельный полет в первой десятке.

На фронте, летая штурманом, я часто сама водила самолет: Ира отдавала мне управление. Обычно на цель вела самолет Ира, а обратно - я. Так что ночные полеты не были для меня новостью, и после двухнедельной трени­ровки я была готова к тому, чтобы справиться со всеми элементами боевого полета.

...Иду на посадку. Когда самолет останавливается, я оборачиваюсь в ожидании замечаний от контролирующей меня Симы. Но она уже на крыле, улыбается, нагнувшись ко мне.

- Поздравляю, товарищ лейтенант! Теперь вы лет­чик. Разрешаю летать на боевые задания.

Я не сразу нахожу, что ответить. Не верится, что уже на следующий день я буду смотреть на цель из передней кабины, буду сама сражаться с прожекторами... Я с бла­годарностью смотрю на Симу - это она поддержала нас, штурманов, когда мы попросили командира полка раз­решить нам тренировки. Она энергично взялась за корот­кий срок сделать из нас летчиков. Мне хочется обнять и расцеловать ее, но субординация не позволяет: Сима Амосова - заместитель командира полка по летной части.

           И я только отвечаю радостно и, конечно, не по уставу'

- Спасибо...

Легко спрыгнув с крыла, Сима дает знак заруливать на стоянку. От избытка чувств я срываю самолет с места и рулю так быстро, что Валя, техник, сердито кричит на меня и грозит мне кулаком... (Кравцова Н. "От заката до рассвета")

 Ракобольская И.В.:

 

 

Итак, летный состав удваивался. Соответственно должен был удвоиться и технический состав.

Иногда приезжали опытные летчики, которые раньше не знали о нашем полку, или молодые, только что окончившие аэроклубы, школы молодых специалистов... Кроме того, мы переучивали на летчиков своих штурманов. Тренировкой летчиков в основном занималась Серафима Амосова, назначенная к этому времени заместителем командира полка по летной части. Сима Амосова — кадровый летчик с сильным волевым характером и блестящим летным мастерством. Она учила, тренировала молодых пилотов, проверяла летные качества вновь прибывающих в полк, помогали ей командиры эскадрилий. Несмотря на большую работу днем, много летала на задания. Сделала более 500 боевых вылетов. Я с ней летала на боевые задания. На обратном пути отдает управление в [67] твои руки, а сама поет в переговорную трубку какие-нибудь песенки... Пела она довольно хорошо. Задушевной ее подругой была Дина Никулина.

Стали летчиками штурманы Женя Жигуленко, Рая Аронова, Наташа Меклин, Нина Ульяненко и механик Никитина Маша.

   
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz