Вахромеева Тоня

Ночные ведьмы

  65-летию Победы

   

Вахромеева Тоня

 

 Техник звена   46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, гвардии старшина.
В Красной Армии с 1941 года. Освоила специальность техника . В действующей армии с мая 1942 года.
Участвовала в битве за Кавказ, освобождении Кубани, Крыма и Белоруссии. Дошла до Германии.

  Кравцова Н. "На горящем самолете"

Вахромеева Т. "При свете карманного фонарика"

 

 

 

 

Лето 1942 года. Сальские степи

 

 Штурмана Руфу Гашеву вызвали к команди­ру полка. С волнением она вошла в сарай на краю поля, где распо­лагался штаб полка. Рядом с Бершанской стояла летчица, ее лицо показалось Руфе знакомым.

-Ну что, Руфа, хочешь летать? - спросила командир.

-Да, конечно - ответила Руфа.

     Это Оля Санфирова. Она будет твоим летчиком. Я думаю, что увас будет хороший дружный экипаж,- продолжила Бершанская и, обращаясь к Оле, до­бавила:

 - Техником самолета будет Тоня Вахромеева, ты ее знаешь. Вы свободны, мо­жете идти!

-Есть идти! - ответили девушки хором.

     Долгим был путь Ольги Санфировой в полк. Она собиралась стать летчиком-истребителем. Опыт летной работы у нее был большой, и в Энгельсе ей доверили проверку пилотирования моло­дых летчиц. Одна из них в полете попросила разрешения пройти бреющим. Леля разрешила, но летчица допустила ошибку, само­лет зацепил линию электропередачи и потерпел аварию. Разбира­тельство шло несколько месяцев и, наконец, она рядовым летчиком попала на фронт.

Новому экипажу достался старенький потрепанный самолет, но это не смущало де­вушек, теперь они так же, как и другие, могли ле­тать на боевые задания.

Экипаж Санфирова - Гашева получил боевую задачу уничтожить переправу через реку Дон. Несколько предыдущих боевых вылетов на уничтожение скоплений немецких войск и техники прошли ус­пешно. Летчица и штурман сработались и начали понимать друг-друга без команд. На душе у Руфы стало спокойнее, снова появи­лась вера в свои силы. Великое это дело - поверить в себя.

Ориентироваться ночью в Сальских степях было очень сложно. Единственные круп­ные ориентиры - реки и озера были редки, одна надежда - правильный курс и расчет.

Самолет поднялся в воздух. Настроение у экипажа было отлич­ное. Мысленно они уже представляли, как разнесут эту переправу в пух и прах.

По времени уже должна быть цель, а переправы нет! "Что за ерунда!" - подумала Руфа. Внизу под ними четко были видны доро­ги по обе стороны реки, а самой пере­правы нет!

Что будем делать? - спросила Руфа по переговорному устройству.

-Давай ударим по скоплению машин на берегу, вон их там сколь­ко собралось! - ответила Леля.

Руфа точно навела самолет на цель, отбомбились удачно.

     -Саму переправу не видели, отбомбились по машинам на берегу,наблюдали большой пожар и много мелких разрывов, - доложила Руфа на КП после по­садки.

Переправа проложена под водой, притоплена, и ее не всегда можно заметить, хорошо, что не бомбили в темную, а действовали наверняка, - одобрила действия экипажа Бер­шанская.

Следующим пришел самолет Нади Поповой и Кати Рябовой. Они сообщили, что об­наружили еще одну переправу западнее ху­тора Луговского.

-Ну, теперь мы им подсветим! - заявила Руфа, беря на второй по лет две светящие авиабомбы.

     Маршрут тот же, внизу промелькнули два озерка, это как раз на половине пути.

     -Идем точно по маршруту, до цели 20 минут! - доложила штурман.

     Леля в ответ кивнула головой, что означало: поняла.

Впереди отчетливо был виден Дон. Он поблескивал, как сталь­ная извилистая лента. Хорошо была заметна с воздуха линия фрон­та и вялая с обеих сторон пере­стрелка. По дорогам двигались ма­шины, но нужна была переправа, и только она. Вот и хутор, от него пошли вдоль Дона.

     -Вижу цель - узкая темная полоска поперек реки - доложила лет­чице Руфа. САБы бро­сать не будем, и так все хорошо видно!

     -Начинаю снижение, давай курс! - попросила Леля.

Но попасть в переправу им не удалось, цель слишком узкая, прицел несовершен­ный, а главное - не было еще достаточного опыта бомбометания.

     -Считай пустой вылет, пошумели, попугали фрицев и все! - ска­зала Леля.

Самолет возвращался на свой аэродром, но вдруг Руфа почув­ствовала, что по вре­мени должны быть знакомые ориентиры - озе­ра, а их нет. Проверив расчеты, она со­общила летчице новый курс, но по истечении расчетного времени стартовые огни их аэродрома так и не показались. Еще несколько раз меняли курс, а огней по-прежнему не было видно.

Стало ясно, что произошла потеря ориентировки. Летчица взяла курс на восток, чтобы к моменту, когда закончится горючее, не ока­заться на территории, занятой вра­гом.

     "Я определенно не штурман, а мешок с песком!" - подумала про себя Руфа.

     -Приготовь ракеты, будем садиться, горючее кончается! - ско­мандовала Леля.

Подсветили площадку и сели. Ровное поле, недалеко огоньки небольшого хуторка. Не глуша мотора, вылезли из кабин, достали наганы и пошли к ближайшей хате. На­чинало светать.

     Подошли, все заколочено. В окне соседней хаты показалось ли­цо женщины.

-Как называется ваш хутор? - спросила Леля.

Хозяйка смотрела на нее широко открытыми глазами и молчала.

-Выйдите, пожа­луйста, на крыльцо! - попросила Леля.

В ответ женщина замахала руками и торопливо пробормотала: Я ничего не знаю, идите к председателю, он живет в следующем доме.

     "К председателю? Значит, немцев на хуторе нет! И на том спаси­ бог", - подумали де­вушки.

     Председатель оказался мужиком приветливым, сразу все объ­яснил, и летчицы бегом направились к своему самолету. Их аэродром оказался сравнительно недалеко, на се­веро-запа­де.

-Горючего до дома явно не хватит, но по маршруту есть большой аэродром, - Леля впервые заговорила командным голосом.

     -Сядем на нем, заправимся и пойдем "домой", - заявила она.

     Вскоре показался большой аэродром с широкой взлетно-поса­дочной полосой и капони­рами. Один-единственный самолет, тоже У-2, оказался связным из дивизии. От летчика девушки узнали, что базировавшиеся на этом аэродроме истребители совсем недавно перелетели на новую точ­ку. Парень оказался знакомым Лели и поделился го­рючим. Казалось, даже мотор повеселел и, весело пофыркивая, донес

их до своего аэродрома. Посреди поля стояла одинокая фигура. Самолет приземлился, и техник Тося обрадованная, что все живы, встретила свой экипаж.

     А я уж подумала, что вас сбили, командир собиралась высылать самолет на ваши поиски! - затараторила Тося.

     -Типун тебе на язык! - весело отозвались девушки.

     -Тут ночью летали фрицы, бомбили, полеты были прекращены,"старт" выключили, а вас все нет и нет! - не унималась техник.

     -Выключили стартовые огни? Так вот почему мы не видели свое­го аэродрома! - одно­временно решили летчицы.

На душе у Руфы стало немного легче, но перед Лелей все равно было стыдно. Самой себе Руфа дала зарок никогда больше, ни при каких обстоятельствах, не действовать оп­рометчиво, на глазок, строго соблюдать штурманские наставления. Недаром говорили, что уставы и наставления в авиации написаны кровью погибших летчиков.

 

Лето 1943 года. Маевский

 

До линии фронта от хутора Маевского было рукой подать. Самолеты поднимались в воздух, и сразу была видна река Ку­бань, а там и оборонительные укрепления противника. Если идти  на цели по прямой, то самолеты не успевали набирать нужную без­опасную высоту полета при пересечении линии боевого соприкос­новения войск. Поэтому летали по ломаной линии. Сначала, после взлета, самолеты должны были идти вдоль линии фронта, а набрав безопасную высоту, разворачиваться и брать курс на цель.

Экипаж Санфирова- Гашева решил не терять времени на "лома­ный" маршрут, а идти на цель прямо, зная, что в тех местах у нем­цев не было ни прожекторов, ни зениток, над территорией против­ника набрать нужную высоту и выйти на цель. Удачно проскочили  два раза, а в третьем полете... Самолет пересек линию фронта Не высоте 200-250 метров. Немцы открыли огонь из всех видов стрелкового  оружия. "Огненные пчелы" - трассирующие пули, как побес­покоенный рой, метнулись к самолету.

От зенитного, даже прицельного обстрела можно было как-то уйти, маневрируя по высоте и направлению, а от этого беспорядоч­ного бешеного огня спастись, казалось, невозможно.

Вдруг штурман получила сильный удар в ногу. Самолет чудом вышел из обстрела, не получив серьезных повреждений. Нога у  штурмана немела и тяжелела, но крови не было. До цели было со­всем недалеко.

Выполнив задание, экипаж вернулся на свой аэродром. Вылезти из кабины самолета Руфе помогли. На боку был здоровенный синяк с кровоподтеками. Техник самолета Тося облазила всю кабину и об­наружила в полу под сиденьем штурмана маленькую дырочку.

-Пуля пробила пол, ударилась в прут сиденья и рикошетом ушла в хвост! - сделала свое заключение Тося. - Лезете куда не надо, а теперь работы на целый день.

   Это было хорошим уроком, нарушение приказов безнаказанным не бывает.

Рассказывает техник эскадрильи Тоня Вахромеева:

«...На фронте нам, техникам, пришлось привыкать к совершенно новым условиям. Здесь не было ни ангаров, ни стационарных [238] ремонтных мастерских. Наши По-2 базировались на случайных, неподготовленных площадках, где мы своими силами оборудовали стоянки для самолетов, тщательно маскировали их, производили полевой ремонт.

Ночью, когда наши машины беспрерывно взлетали и садились, у нас было много дел. Техники встречали самолеты, осматривали их, заправляли бензином и маслом, устраняли дефекты, повреждения и снова провожали в полет. И все это в темноте, при свете карманного фонарика, а иногда и при лунном свете, чтобы не демаскировать аэродром.

...Отступление 1942 года на юге. Днем — перебазирование, ночью — боевые вылеты. Частые тревоги. Иногда уходим от немцев в самую последнюю минуту... Фронтового опыта еще нет. Постепенно привыкаем ко всему. Однажды пришлось самим срочно сжечь свой неисправный самолет, который не мог подняться в воздух из-за отсутствия запчастей: к хутору приближались немецкие танки.

...Весна 1943 года. Аэродром под Краснодаром, настоящий, с капонирами. Мы довольны — каждый самолет имеет свое удобное место. Но когда нас пробомбили два раза, нам захотелось куда-нибудь в глушь, на лесную опушку...

...Лето 1943 года. Укрепленная "Голубая линия". Наш аэродром совсем близко к фронту. Полеты с заката до рассвета, каждую ночь. На старте — полная темнота. Самолеты садятся по трем огонькам, которые зажигаются на короткое время. Мы работаем совсем без света, даже без карманных фонариков: над аэродромом то и дело пролетают немецкие самолеты...»

   
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz